ШЕДЕВРЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Эрих Мария Ремарк

22.06.2021 | 2344 просмотра(ов)

Сегодня, 22 июня, в День памяти и скорби, родился немецкий писатель-антифашист Эрих Мария Ремарк (1898–1970). Писатель, который осмелился спорить с войной и в своих произведениях показал бессмысленность и абсурдность любой войны. Для многих поколений читателей, выросших на его произведениях, он стал своеобразным символом времени и одним из наиболее читаемых писателей ХХ века.

 

Эрих Мария Ремарк (урождённый Эрих Пауль Ремарк) родился в Оснабрюке в семье владельца небольшой книжной лавки Петера Франца Ремарка и Анны Марии Ремарк. Он родился в ортодоксальной католической семье, поэтому в 1904 году его отправили учиться в церковную школу, а в 1915 – в католическую учительскую семинарию. Досрочно сдав школьные экзамены, юный Ремарк в 1916 году добровольцем ушёл на фронт, и до конца Первой мировой был на Западном фронте. Несколько ранений, страшное нервное потрясение и полная опустошённость – с этим вступил 20-летний Ремарк в послевоенную, мирную жизнь. После демобилизации перепробовал много профессий: учителя, бухгалтера, органиста, шофёра-испытателя... Но литературное дарование всё же взяло верх. В юности много читавший, увлекавшийся творчеством Цвейга, Т. Манна, Достоевского, Гёте, Ремарк сам взялся за перо. Какое-то время он занимался журналистикой, далее работал заместителем редактора популярного в то время журнала «Иллюстрированный спорт».

 

В 1929 году Ремарк опубликовал свой первый роман «На Западном фронте без перемен», который буквально сразу же прогремел на весь мир. Книга стала настоящим гимном пацифизма. Роман, как и многие последующие произведения Ремарка, во многом автобиографичен. Он описал жестокость войны с точки зрения совсем молодого солдата. Главный герой – Пауль Боймер и его товарищи, недавние школьники, оказываются на фронте, увлечённые лозунгами о «войне за родину», «за счастье народа». Восторженные и наивные юноши вскоре попадают в тыловые и окопные будни. Понятно, что ничего хорошего в этом нет. Война – это голод, холод, постоянный страх смерти, унижение человеческого достоинства. Но самое ужасное то, что надо было убивать людей. Один за другим друзья гибнут сами. В конце романа Пауль уже окончательно измученный сломленный человек. Смерть, которая настигает его в один из тихих осенних дней 1918 года, выглядит просто избавлением. Ремарк очень достоверно нарисовал образ молодого мужественного человека, бредущего сквозь гремящий и бушующий хаос войны, показал её бессмысленность с позиции простого человека.

 Меньше чем за год книга вышла на 12 языках общим тиражом примерно полтора миллиона экземпляров.

 Следующий роман «Возвращение» (1931) связан с первой книгой общей идеей. В центре внимания писателя судьба «потерянного поколения» после возвращения с войны. Расходятся послевоенные пути боевых друзей-товарищей, приходит конец «окопному братству». Конечно, война страшна, но герои в своих сердцах хранят воспоминания о том времени, когда их связывала настоящая дружба, а взаимная выручка, чистота и ясность отношений помогали преодолевать всё. «Возвращение» – рассказ о тех, кто вернулся живым с войны, но был раздавлен миром, развращённым тылом. Герои Ремарка не находят своего места. Уцелевшие физически от снарядов в огне войны, они остаются искалеченными морально и многие из них погибают по разным причинам уже в мирной жизни.

1938 год ознаменован публикацией романа «Три товарища». К этому времени, задолго до прихода к власти Гитлера, Ремарк уже покинул Германию, обосновавшись в Швейцарии. Именно там он узнал, что нацисты публично сожгли его произведение «На Западном фронте без перемен». Сам писатель был предан анафеме, его лишили гражданства и объявили личным врагом нации. «Три товарища» продолжают тему «потерянного поколения». Главные герои романа три друга – фронтовые товарищи, владельцы авторемонтной мастерской. Автор показывает годы до прихода к власти Гитлера: лихорадочный ритм, ощущение зыбкости уходящей из-под ног почвы... Герои пытаются утвердиться в этом мире, но реальность продажна и бесчеловечна. Герои книги ценят настоящую бескорыстную дружбу, порядочность, они живут с сердцами, открытыми добру. Но эти прекрасные качества не ценятся в мире, который трещит по швам.

Все три романа «На западном фронте без перемен», «Возвращение» и «Три товарища» образуют трилогию, объединённую одной темой – «потерянного поколения».

 

Далее последовали ещё несколько антивоенных сочинений, написанных простым, эмоциональным языком: «Возлюби ближнего своего» (1940), «Триумфальная арка» (1946), «Искра жизни» (1952), «Время жить и время умирать» (1954). Следующий роман «Чёрный обелиск» (1956) читается как роман-предупреждение. Ремарк с чувством тревоги и гнева откликается на то, что становится смыслом жизни многих людей, в большинстве своём думающих лишь о себе, о своём быте Нежелание задуматься над мерой собственной ответственности за судьбы мира и человечества стало впоследствии социальной базой фашизма, считает Ремарк.

В двух последних романах «Ночь в Лиссабоне», «Тени в раю» Э. М. Ремарк на примере своих героев прослеживает судьбу многих тысяч эмигрантов, жертв гитлеровского террора. Каждый из них сам для себя решает проблему жизни и существования.

 

Романы Э. М. Ремарка пользуются исключительной популярностью в нашей стране и во всём мире. Его успех не случаен и вполне закономерен. Представление о том, каким должен быть человек среди бедствий и испытаний, уготованных ему трагическим ХХ веком, воплощено в героях его произведений. Его герои очень симпатичны, наполнены нравственным обаянием, поэтому привлекают сердца и умы читателей. Своими поступками они как бы говорят: будь добрым и мужественным, свято выполняй долг человеческого братства, не проходи мимо чужого горя, будь непримиримым к подлости, береги свои честь и достоинство, будь верным в любви и дружбе. О важности темы любви, очищающей героя, пробуждающей в нём самые лучшие качества и занимающей много места в произведениях писателя, свидетельствует название его известного романа в английском издании – «Время любить и время умирать».

 

Призываем читателей библиотеки читать и перечитывать пронзительные книги Ремарка. Ведь темы, которые поднимает он в своих произведениях, остаются важными и животрепещущими для современного мира. А для России, познавшей столько горя во время войны, с её душевными, сентиментальными и благодарными людьми, Ремарк остаётся одним из любимых авторов. Его книги продолжают находить отклик в сердцах наших читателей. «Моя любовь к Ремарку никогда не пройдет. В любой его книге есть размышления на темы нацизма, эмиграции, любви и места человека в мире. А среди его героев каждый найдёт того, кому он будет симпатизировать больше всего», – такими словами высказался о писателе и его книгах один из его почитателей. Надеемся, что и вы найдёте своего героя в бессмертных произведениях Э. М. Ремарка.

Обширный фонд Центра чтения располагает всеми произведениями великого немецкого писателя, в том числе книгами московских издательств: «Художественная литература» (1989), «Вагриус» (2003), Собранием сочинений в одиннадцати томах издательства АО «Вита-Центр» (1992), «АСТ» – серия «Зарубежная классика» (2014). Отдельно хочется отметить прекрасное многотомное издание избранных произведений Ремарка

издательства ООО «Фирма «Издательство АСТ», выполненных на качественной бумаге и крупным шрифтом (1999).

Представляем вашему вниманию некоторые книги:

Ремарк Э. М. Три товарища : роман / перевод с немецкого Ю.Архипова ; предисловие А. Битова. – Москва : Художественная литература, 1989.

Ремарк Э. М. Возлюби ближнего своего : роман / перевод с немецкого И. Шрайбера. – Москва : АСТ ; Харьков : Фолио, 1999.

Ремарк Э. М. Чёрный обелиск : роман. – Москва : издательство «ВАГРИУС», 2004.

Ремарк Э. М. Станция на горизонте : роман / перевод с немецкого С. Шлапоберской. – Москва : АСТ, 2014. – (Зарубежная классика).

 

КОРОТКО ОБ ИНТЕРЕСНОМ:

  • Второе имя или даже несколько имён принято давать в католичестве. Это обеспечивает, по мнению католиков, особое попечительство каждого из тезоименных святых. Своё второе имя – Пауль Ремарк поменял на имя Мария, в память о своей матери, рано ушедшей из жизни.
  • Пауль был вторым из пяти детей в семье Ремарк. В детстве ему не хватало любви – его мама была слишком занята болезнями старшего сына, который дожил лишь до 5 лет. Это отразилось на характере будущего писателя – его одолевали частые депрессии, приступы тоски. Он очень любил одиночество и никого не старался пускать в свою душу.
  • В 1925 году Ремарк женился на Ильзе Ютте Замбона, бывшей танцовщице. Она стала прообразом нескольких героинь его произведений. Брак продлился всего 4 года, но писатель до конца жизни выплачивал ей денежное пособие, а также завещал ей 50 тысяч долларов. Ютта в течение многих лет страдала от чахотки.
  • Чтобы повысить свой социальный статус, поскольку он был выходцем из простой небогатой семьи, Эрих Мария Ремарк решает стать аристократом. За несколько сотен немецких марок он покупает титул барона у одного нищего представителя высшего света.
  • Писатель уделял много внимания своему образу, имиджу. Он был настоящим денди: носил дорогие костюмы, использовал монокль, был завсегдатаем театров, ресторанов, а также мероприятий высшего света.
  • За роман «На Западном фронте без перемен» Ремарка в 1931 году номинировали на престижную Нобелевскую премию, но при рассмотрении Нобелевский комитет это предложение отклонил.Прибыль от этой книги и от снятого впоследствии одноимённого фильма позволила заработать Ремарку приличное состояние, заметную часть которого он потратил на покупку картин Сезанна, Ван Гога, Гогена и Ренуара.
  • В 40- е годы писатель всерьёз увлёкся Марлен Дитрих, очень известной немецкой актрисой. Многие считают Марлен прообразом героини «Триумфальной арки». Их роман продолжался около десяти лет. Разрыв с кинозвездой Ремарк переживал очень мучительно, долго отходил от чувства сильной привязанности к ней.
  • А в 1951 году Ремарк познакомился с голливудской актрисой Полетт Годар, бывшей женой Чарли Чаплина, которая помогла ему прийти в себя после связи с Дитрих, излечила от депрессии и вообще, как говорил сам Ремарк, «действовала на него положительно». Они оставались вместе с ней вплоть до его смерти.С Полетт, которая впоследствии стала его женой, они прожили уединённо на вилле, расположенной в небольшом посёлке Порто-Ронко в Швейцарии. Это был уютный белоснежный дом, утопавший в зелени, с невероятным видом на озеро Лаго- Маджоре.
  • Ремарк умер 25 сентября 1970 года в возрасте 72 лет от болезни сердца в госпитале недалеко от своего дома. Похоронен на швейцарском кладбище Ронко в кантоне Тичино.
  • Произведения Ремарка переведены на многие языки мира, переизданы сотни раз на русском языке, экранизированы более пятнадцати раз, не сходят с репертуаров многочисленных театров от Бродвея до Саратова. Раз в два года современные авторы получают премию мира имени Ремарка.
  • Известная советская рок-группа «Чёрный обелиск» позаимствовала своё название из романа Ремарка, а позднее покинувшие группу участники собрали коллектив «Триумфальная арка» – это ли не одно из свидетельств большой популярности Ремарка в нашей стране?!

 

Читайте и перечитывайте зарубежную классику!

Следующий материал будет посвящён Жорж Санд (1804 – 1876), французской писательнице, родившейся 1 июля.

 

Материал подготовлен В. В. Зориной, главным библиотекарем Центра чтения

Русский