ШЕДЕВРЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Джон ФАУЛЗ

31.03.2021 | 2163 просмотра(ов)

31 марта 1926 года родился Джон Фаулз (1926–2005), английский писатель. В этом году ему исполняется 95 лет со дня рождения.

Джон Роберт Фаулз – один из наиболее выдающихся и популярных британских писателей, современный классик. Вошёл в литературу в 60-е годы прошлого столетия, завоевав признание крупнейшего прозаика ХХ века. Работал в жанре реализма с небольшим допущением фантастических элементов, постоянно поддерживая высокую интеллектуальную планку. «Самый интересный и важный талант послевоенного периода» – так отозвались о нём авторитетные критики.

 

Джон Фаулз родился 31 марта 1926 год родился в городке Ли-он-Си в графстве Эссекс, недалеко от Лондона в семье преуспевающего торговца. Окончив престижную школу в Бедфорде, поступил в Эдинбургский университет. Незадолго до окончания Второй мировой войны, в 1945 году, оставил вуз ради военной службы. После двух лет в морской пехоте Фаулз отказался от военной карьеры и поступил в Оксфордский университет, где успешно специализировался в области романо-германской филологии. Долгие годы занимался преподавательской деятельностью и параллельно писал.

 

Первый свой роман «Коллекционер» Джон Фаулз опубликовал в 1963 году, будучи зрелым тридцатисемилетним человеком, и, можно сказать, «на следующий день проснулся знаменитым». Этот социально-психологический роман сразу же стал бестселлером. История молодой красивой девушки Миранды, которую сделал пленницей обычный клерк Клегг, купивший на случайно выигранные им деньги дом. В подвале этого дома он и держал похищенную девушку. Клегг увлекался коллекционированием бабочек, и живого человека превращает тоже в объект своей коллекции. Человек с болезненным поведением, он готов выполнять любые желания, пытаясь завоевать её благосклонность, при этом лишая её свободы. Роман весь пропитан фрейдистскими мотивами. Излучающая свет, тонко чувствующая Миранда погибает, не выдержав таких условий жизни. Одной из проблем своего времени Фаулз считал неравенство в обществе, из которого проистекает осознание человеком собственной незначимости. Фаулз в «Коллекционере» показал, как попытка самоутвердиться толкает порой человека на преступления.

 

Вслед за «Коллекционером» выходят романы «Волхв» (в другом переводе «Маг», 1965), «Женщина французского лейтенанта» (1969), сборник новелл «Башня из чёрного дерева» (1974), «Дэниел Мартин» (1977), «Мантисса» (1983), «Червь» (1985). Произведения Фаулза многоплановы, поэтому имеют успех у разных читателей – у ценителей традиционно реалистической манеры в литературе и у тех, кто предпочитает игру воображения. Кроме того, Фаулз обладал уникальным слогом и чувством стиля, умело вплетал в выдуманную ткань произведения точные исторические факты, глубокий психологизм и искренность душевных исканий героев.

 

Так в романе «Женщина французского лейтенанта» (в различных вариантах перевода варьируется «Любовница французского лейтенанта», «Подруга французского лейтенанта») он сочетал вымышленную романтическую историю – пикантную историю страсти, разыгранную в гениально воссозданных декорациях викторианской Англии,
 с документальными комментариями, придав произведению серьёзность, достоверность факта. Фаулз изображает отношения людей XIX века с позиции современного человека.

Это одновременно экспериментальный и исторический роман, переносящий читателей в досконально воссозданный викторианский мир, но ни на минуту не позволяющий им забыть о том, что они – современные люди и отделены от происходящего огромной исторической дистанцией.

 

Герои Фаулза порой несут в себе тайну сложной, подчас весьма странной, подчас не очень обаятельной – но неизменно завораживающей личности. Многое в его романах остается до конца «нерасшифрованным». Фаулз никогда не предстаёт в облике некоего всеведущего мудрого автора, а предлагает читателю вместе с ним разгадывать тайны человеческого подсознания. Так в самом загадочном, полном мистики романе «Волхв» писатель создал образ «героя нашего времени» – англичанина второй половины ХХ века. На затерянном греческом острове «маг», таинственный, незаурядный человек, ставит психологические опыты на людях, в том числе и на главном герое. С помощью разнообразных игровых ситуаций-тестов он демонстрирует его эгоизм, неспособность любить, подвергая его пытке страстью и небытием. Это большое произведение с большим подтекстом, с элементами детектива и фантастики, с разнообразными философскими отступлениями, насыщенное неожиданными поворотами по пути самопознания главного героя.

По итогам общенационального опроса британцев под названием «Большое чтение», проведённого в 2004 году, роман Джона Фаулза «Волхв» вошёл в сотню самых популярных и читаемых книг в Великобритании.

 

В книге «Червь» (другой перевод «Куколка») – последнем романе Джона Фаулза, опубликованном в 1985 году, восемнадцатый век описан столь же подробно, как в «Женщине французского лейтенанта» – век девятнадцатый. В промежутке между публикациями этих замечательных историко-экспериментальных романов вышли в свет ещё два образца оригинальной прозы Фаулза: роман «Мантисса» – один из самых сложных и в то же время увлекательных романов – фантазия на тему противоборства между творцом и его музой. И второй роман – в значительной степени автобиографический – «Дэниел Мартин», названный критикой выдающимся произведением британской прозы 70-х годов. Герой романа – бывший драматург Дэниэл Мартин, а теперь преуспевающий голливудский сценарист. Он возвращается в Англию навестить заболевшего друга. Оказавшись в компании людей, хорошо знавших его прежде, вынужден разобраться с тайнами, скрытыми в его прошлом, и переосмыслить настоящее.

 

Творчество Фаулза – одна из самых ярких страниц в литературе не только современной Англии. Его книги известны во всём мире и выходят в свет миллионными тиражами на разных языках. Их успех можно объяснить тем, что жанровое и стилевое разнообразие его произведений постоянно поддерживалось высокой интеллектуальной планкой. А рассуждения писателя о любви, свободе выбора, о важности самопознания адекватны мироощущению современного человека, что неизменно способствует популярности книг писателя.

 

Произведения Джона Фаулза притягивают и завораживают. Призываем вас, уважаемые читатели, окунуться в многообразный мир его книг!

Предлагаем кроме его романов, на которых остановились подробнее выше, также обратить внимание на его рассказы, новеллы, эссе и стихотворения. Богатый книжный фонд Центра чтения располагает всеми произведениями выдающегося писателя ХХ века. Все они доступны заинтересованным читателям.

 

Представляем несколько изданий из фонда:

Фаулз, Д. Коллекционер : роман / Джон Фаулз ; пер. с англ. И. Бессмертной. – Санкт-Петербург: Кристалл, 2003. – 287 с.

Фаулз, Д. Волхв : роман / Джон Фаулз ; пер. с англ. Б. Кузьминского. – Москва : Независимая газета, 1993. – 736 с.

Фаулз, Д. Червь : роман / Джон Фаулз ; пер. с англ. – Москва : Издательство «ВАГРИУС», 1998. – 544 с.

Фаулз, Д. Мантисса: Роман / Джон Фаулз ; пер. с англ. И. Бессмертной. – Москва : Махаон, 2001. – 320 с. – (Современная классика).

 

Коротко об интересном.

  • Будучи студентом Оксфордского университета, Фаулз увлёкся работами французских писателей и философов Жан-Поля Сартра и Альбера Камю, которые оказали влияние на его творчество. Идеи Сартра и Камю о свободе личности, о несовершенстве мира, о неприятии насилия легли в основу большинства произведений писателя.
  • Джон Фаулз преподавал английский язык и литературу в гимназии на греческом острове Спецес. Греция произвела на Фаулза настолько ошеломляющее впечатление своей богатой историей, культурой, что стала для него второй родиной и местом действия романа «Волхв».
  • Здесь, в Греции, произошло его рождение как писателя. Здесь же он познакомился со своей будущей женой Элизабет Кристи. Супруга оказала большое влияние на всё творчество Фаулза, она была музой и другом писателя. Их брак продлился целых 35 лет, до самой смерти Элизабет.
  • В 1968 году Джон Фаулз поселился со своей семьёй в небольшом городке Лайм-Реджис на южном побережье Англии. Большую часть жизни он провёл здесь в своём доме на берегу залива Лайм (часть Ла-Манша) и снискал славу замкнутого человека.
  • По словам его современников, Фаулз редко выходил из дома, никогда не давал интервью о себе и всячески старался избегать внимания. Ему досаждало повышенное и надоедливое внимание к его персоне.
  • Отзывы читателей на произведения Фаулза можно условно разделить на две группы. Одни читатели сетуют на некоторую недосказанность, абстрактность романов, открытость концовки. Другие же читатели пребывают в восторге именно от этого. Им нравится додумывать авторский сюжет, размышлять над выбором героев и предполагать новые развязки, чувствуя как бы сопричастность к созданию романа.
  • Джон Фаулз был очень разносторонней личностью. Интерес к истории привел его в 1979 году в городской музей Лайм – Реджиса, который он возглавлял в течение 10 лет. В числе увлечений Фаулза были также крикет и садоводство.
  • Здоровье Фаулза основательно подорвал инсульт, поразивший его в 1988 году. Ещё одно испытание – смерть Элизабет в 1990 году – лишило его сил и желания писать в течение целого года. Далее его творчество ограничилось написанием эссе и изданием дневников, в которых он подробно описал всю свою жизнь. Скончался Джон Фаулз от сердечной недостаточности 5 ноября 2005 года в возрасте 79 лет.
  • Снятые на основе произведений Фаулза фильмы способствовали его популярности. Были экранизированы его романы: «Волхв», «Женщина французского лейтенанта», «Башня из чёрного дерева». А «Коллекционер», вышедший на экраны в 1965 году, получил три номинации на престижную награду «Оскар».

 

Читайте и перечитывайте шедевры зарубежной литературы!

 

Следующий материал будет посвящён Эрве Базену (1911–1996), французскому писателю, родившемуся 17 апреля. 110 лет со дня рождения

 

Материал подготовлен В. В. Зориной, главным библиотекарем Центра чтения

Русский