Имя Эрика Никитича Сапаева (1932 - 1963) – одно из самых светлых в истории марийской музыки. Оно дорого нам своим щедрым талантом, подарившим за 10 лет творческого взлёта поистине классические образцы во всех жанрах, к которым успело прикоснуться перо этого талантливого музыканта. И сегодня, в день его 90-летия, вспомним главные события жизненного и творческого пути Э. Н. Сапаева.
I. «О милый край, земля родная…»
Эрик Никитич Сапаев родился 4 марта 1932 года в Йошкар-Оле, в семье служащих. Его отец, Никита Никифорович Сапаев, педагог по образованию, прошёл путь от учителя небольшой деревенской школы до второго секретаря Марийского обкома партии. Но, попав под репрессии 1937 года, был обвинён по ст. 58 как «враг народа» и осуждён на 10 лет. Скончался в мае 1941 года в далёкой Караганде (Казахстан). Мама, Вера Евдокимовна, работала в библиотеке и с ранних лет прививала сыну интерес к чтению, к литературе.
После ареста отца семья переехала поближе к родственникам в с. Чобыково Новоторъяльского района. Ещё в детстве Эрик самостоятельно научился игре на скрипке, гармони, балалайке, исполняя на них марийские мелодии. Их он слышал от матери, знавшей большое количество марийских песен. Учась в Немдинской школе, Эрик принимал активное участие в художественной самодеятельности и в это же время пытался сам сочинять мелодии.
После 7-го класса поступает в Торъяльское педагогическое училище. Но через полгода, благодаря своим исключительным музыкальным способностям, был принят в Йошкар- Олинское музыкальное училище имени И. С. Палантая по классу скрипки. Далее продолжит учёбу в Казанской государственной консерватории (1953-1958) в классе профессора А. С. Лемана, по окончании которой вернётся в Йошкар-Олу и станет преподавателем в родном училище.
II. «А я подарю тебе песню вот эту…»
Ещё в музыкальном училище Эрик Сапаев пробует писать собственные сочинения. Однажды в радиоэфире прозвучала песня «Письмо», музыку к которой написал Э. Сапаев. С тех пор к вокальному творчеству он будет обращаться всегда. Это и песни, и романсы, и хоры. Большая часть песен была создана в годы учёбы в консерватории. Так «Студенческий марш» и «Соседка» получили высокую оценку на студенческих конкурсах. А в январе 1955 г. в письме из консерватории своей будущей жене Луизе он писал: «7-го числа в 18 ч. из Москвы по 1-ой программе (на радио) исполнялись мои какие-то песни, я не слышал, а ребята поздравили».
Писал песни очень быстро. В беседе с музыковедом Р. В. Артищевой он отмечал, что за один день мог написать до 10 песен. Всего Эриком Сапаевым создано более 60 песен, которые отличает мягкость, нежность, особый лиризм, чуткое отношение к тексту (в основном созданы на стихи марийских поэтов). В 1955 году он готовит к печати свой сборник «Муро влак» («Песни»), вышедший в марийском книжном издательстве в 1956 г. Сюда вошли 20 песен, разнообразных по содержанию, характеру, настроению. Среди них песни гражданского звучания; нежная «Колыбельная», где дан образ матери, беззаветно любящей свою «золотую крошку»; задумчивы и лиричны, наполненные лёгкой грустью песни «Возле дома твоего» и «Тебе». И сегодня многие вокальные произведения Э. Сапаева включают в свой репертуар как профессиональные исполнители, так и любительские коллективы.
Именно за значимость и уникальность песенного творчества композитора, внесшего большой вклад в развитие профессиональной марийской музыки, Э. Н. Сапаеву в 1968 году было присуждено звание лауреата премии Марийского комсомола имени Олыка Ипая (посмертно).
III. «Я пришёл к вам. Я - Акпатыр».
Эрик Сапаев писал много. Его творческое наследие насчитывает десятки произведений самых разных жанров. Интересны опыты композитора в симфонической музыке, в камерно-инструментальных произведениях, в работах к театральным постановкам. Но вершиной творчества, несомненно, стала опера «Акпатыр» (1958-1963). До него пытались создать марийскую оперу Яков Эшпай и Кузьма Смирнов, но их планы так и остались неосуществлёнными.
Фрагменты будущего произведения Э. Сапаев писал ещё в консерваторские годы. Но вплотную приступил к работе только после окончания Казанской консерватории. В 1959 году композитор писал: «Эта работа меня вдохновляет. Тема интересная, она отражает героизм марийского народа, его свободолюбие. И мне хочется весь 1959 год посвятить окончанию оперы».
Опера создана на сюжет одноимённой драмы С. Г. Чавайна. В литературном произведении показан один из эпизодов крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачёва. Основной конфликт социальный: столкновение интересов марийского крестьянства с царским самодержавием. Во главе этой борьбы встал главный богатырь марийского народа – Акпатыр. Либретто оперы по мотивам драмы было написано Г. Матюковским, И. Осминым, М. Якимовым. А в музыке «звучали и трагизм, и лиризм, и высокая поэтичность народного эпоса» (Сара Кириллова, гл. режиссёр театра в 1974-1987 гг.) Композитор умело применил сложившиеся в оперном жанре традиционные формы: арии, ансамбли и хоры, речитативы. Индивидуальное лицо оперы, её своеобразие – в национальном музыкальном колорите.
Но с постановкой оперы на сцене возникли сложности. Ввиду отсутствия в республике необходимых исполнительских сил, помимо профессиональных музыкальных кадров привлекались учащиеся музыкального училища, музыкальные работники, занимавшиеся самодеятельным искусством. Как отмечал министр культуры МАССР Н. Ф. Рыбаков, «опера «Акпатыр» поставлена в основном на общественных началах. Над постановкой её работало около 300 человек». К сожалению, композитор, принимавший активное участие в репетиционном процессе, не увидел на сцене своё любимое детище. 24 февраля Э. Сапаев скоропостижно скончался, ему был 31 год. Премьера оперы «Акпатыр», состоявшаяся 5 апреля 1963 года, вылилась в большой праздник марийской музыки, а эта дата стала днём рождения национальной оперы.
IV. В памяти народной.
По воспоминаниям друзей и сокурсников, Эрик Сапаев был человеком очень скромным, доброжелательным, простым и честным в отношениях с людьми. Таково и его искусство – поэтическое, одухотворённое, выразительное, обращённое к человеку и его душе.
Имя композитора присвоено Марийскому государственному театру оперы и балета (1994) и Детской музыкальной школе искусств п. Новый Торъял.
Земля марийская талантами богата,
Как полевой цветок они красивы и скромны.
Проникновенной песней ты остался в памяти народной
Эрик Сапаев – певец родимой стороны.
Л. Михайлова
При подготовке материала были использованы следующие источники:
1. Артищева Р. В. Вечно юный композитор // Марийская правда. – 1997. – 4 марта.
2. Артищева Р. В. // Профессиональная марийская музыка в лицах / Роза Артищева. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2013. – 144 с.
3. Герасимов О. М. «А я подарю тебе песню вот эту…» / Сб.: Беседы о композиторах: Очерки / Сост. О. М. Герасимов. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2006. – С. 105 – 109.
4. Казанская Л. В. Очерки истории марийской советской музыки / Лариса Казанская. – Москва: «Советский композитор», 1983. – 152 с.
5. Кульшетова Л., Чеснокова В. Образы родного народа // Марийская правда. – 1982. – 4 марта.
6. Мысина В. Г. Эрик Сапаев / Вера Мысина. – Йошкар-Ола: «Виста-Принт», 2021. – 106 с.
7. Цыкина Ю. Ю. Развитие жанров в музыкальном искусстве Марийской АССР / Юлия Цыкина. – Чебоксары: «Клио», 2004. – 80 с.
8. Яшмолкина И. В. Эрик Сапаев. Творческий портрет / Ираида Яшмолкина. – Йошкар-Ола, 2007. – 30 с.
Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, заведующей отделом литературы по искусству.
- 1991 просмотр