САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ЖУРНАЛЫ СССР. Новый мир

31.01.2021 | 2402 просмотра(ов)

Голубая обложка журнала «Новый мир» знакома без преувеличения каждому советскому и российскому читателю. Интересна история становления этого журнала.

После окончания гражданской войны в советской литературе наблюдался необычайный подъём. Нужен был журнал, чтобы объединить писателей и способствовать выдвижению писателей из рабочих и крестьян. В 1925 году на базе издательства «Известия» появилось новое издание – ежемесячный литературно-художественный журнал «Новый мир». Отцами-основателями журнала были революционеры, публицисты и политические деятели Ю. М. Стеклов и А. В. Луначарский, затем И. И. Скворцов-Степанов и В. В.Полонский. Большое внимание работе журнала всегда уделял М. И. Калинин.

 На страницах журнала в первые десятилетия его существования очень многие писатели выступили со своими наиболее зрелыми произведениями: «Пётр I» и «Хмурое утро» Алексея Толстого, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» Михаила Шолохова, очерки и рассказы Михаила Пришвина, «Костёр» Константина Федина, «Жизнь Клима Самгина» Максима Горького. А такие крупные писатели, как Л. Леонов, Б. Лавренёв, А. Малышкин, А. Сурков и Ф. Гладков работали в редакции журнала.

Уже в 20-е годы была найдена структура журнала, которая сохранялась долгие годы. За прозой и поэзией следовали разделы «Люди и факты», где печатались статьи и очерки на внутренние темы, «Наука и жизнь», где публиковались статьи учёных по важным проблемам естественных, общественных наук и медицине, «За рубежом», «Литература и искусство», «Книжное обозрение», «Публицистика» и другие. Интересным был отдел литературной критики.

В 1946 году журнал возглавил Константин Симонов, а в это время ему был всего 31 год. При нём в журнале был издан целый ряд интересных произведений. Симонов был главным редактором дважды: с 1946 по 1950 и с 1954 по 1958 годы.

Дважды возглавлял «Новый мир» и Александр Твардовский: с 1950 по 1954 и с 1958 по 1970 годы. К его приходу журнал уже был популярен и известен. Для Твардовского «Новый мир» стал его жизнью, его детищем. По воспоминаниям коллег, с Александром Трифоновичем работать было легко. Он выслушивал чужое мнение и не давил своим авторитетом, мог и уступить. Твардовский иногда совсем забраковывал рукопись, несмотря на симпатию к автору, но всегда в обсуждении принимали участие другие члены редколлегии. Но если произведение печатали, то автора не давали в обиду, несмотря на давление. Главными критериями была правда и художественная ценность произведений. Авторам официозной, казённой литературы никогда не светило появиться на страницах журнала. Напечататься в журнале было почётно.

Твардовский любил открывать новые имена и радоваться талантливой рукописи. К таким писателям он относился как к своим детям. В 60-е годы с журналом начал сотрудничать рязанский учитель Александр Солженицын. Но прежде чем напечатать его повесть «Один день Ивана Денисовича», Твардовский отдал её для прочтения Н. С. Хрущёву, которому она понравилась. Повесть была опубликована в № 11 «Нового мира» за 1962 год.

Во времена Твардовского журнал стал мощным магнитом для людей, жаждавших правды, часто он шёл против течения, и тогда то и дело оказывался в осаде, изоляции, под угрозой разгона и административных репрессий. Множество материалов цензура пропускала в печать с большим трудом, например, «Театральный роман» Михаила Булгакова и «Двое» Юрия Бондарева. Цензура иногда по полгода просто тянула время и не отдавала назад самые важные материалы. В 1954 году Твардовский был снят с поста за попытку печатания своей поэмы «Тёркин на том свете» и ряда публицистических статей других авторов. Вернувшись в журнал в 1958 году, он проработал там ещё двенадцать лет.

После снятия Хрущёва была проведена кампания против журнала «Новый мир». В 1970 году после долгой травли Твардовский подал в отставку вместе с частью коллектива редакции.

В 1986 году журнал впервые возглавил беспартийный писатель – прозаик Сергей Залыгин. В эпоху гласности и перестройки были опубликованы ранее запрещённые произведения «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, «Котлован» Андрея Платонова, «Архипелаг Гулаг», «В круге первом», «Раковый корпус» Александра Солженицына. Это позволило поднять тираж до рекордных 2 700 000 экземпляров.

С 1947 по 1991 год «Новый мир» был органом Союза писателей СССР, а с 1991 года стал частным изданием (ЗАО «Редакция журнала «Новый мир»). Сейчас его специализация – литературный журнал, и он издаётся по настоящее время, оставаясь одним из ведущих толстых журналов. Сегодня, в условиях рынка, он вынужден выживать. Здесь можно почитать произведения современных авторов Захара Прилепина, Сергея Шаргунова, Людмилы Петрушевской, Дины Рубиной, Андрея Битова, Дмитрия Быкова, Людмилы Улицкой и других. Кроме прозы и поэзии в журнале существуют традиционные рубрики «Из наследия», «Времена и нравы», «Библиография» и другие.

Трудно говорить о едином отличительном облике «Нового мира» среди других журналов за все годы его существования. Это слишком великий период, вмещающий огромное количество важнейших событий. Вместе со всей литературой он испытал на себе незаконные репрессии, дух недоверия и подозрительности.

Журнал отличает широкое разнообразие авторских имён, разных по письму, стилю и тематике: Самуил Маршак и Расул Гамзатов, Константин Паустовский и Михаил Зощенко, Василий Аксёнов и Анна Ахматова, Александр Грин и Василий Шукшин, Владимир Войнович и Константин Ваншенкин. «Новый мир» открыл двери произведениям мемуарного жанра, наиболее значительные из которых – «Годы и войны» Александра Горбатова, «Люди, годы, жизнь» Ильи Эренбурга. Журнал постоянно уделяет внимание качеству публикуемых произведений. В каждом номере можно найти критические статьи и рецензии литературоведов и писателей: И. Андроникова, К. Чуковского, С. Наровчатова, В. Солоухина, В. Каверина.

«Новый мир» – журнал не только русской прозы и поэзии. Он знакомил с лучшими достижениями литератур народов СССР и России: Чингиз Айтматов и Эдуардас Межелайтис, Петрусь Бровка и Яков Ухсай, Кайсын Кулиев и Мустай Карим. Печатались и лучшие зарубежные авторы: Генрих Бёлль, Эрнест Хемингуэй, Юлиус Фучик, Бернард Шоу, Ромен Роллан, Антуан де Сент-Экзюпери и другие.

Конечно, сегодня «Новый мир» уже другой. Меняется Россия, меняются читатели и авторы. Но остаётся традиция держать планку литературы высокого качества.

В Национальной библиотеке имени С. Г. Чавайна журнал имеется с 1927 по 2011 годы, взять его для чтения можно в отделе периодических изданий.

 

При подготовке материала была использована следующая литература и источники:

  1. Дементьев, А. Пройденный путь : к 40-летию журнала «Новый мир» / А. Дементьев, Н. Дикушина // Новый мир. – 1965. – № 1. – С. 236-254.
  2. Кондратович, А. И. Новомирский дневник, 1967-1970 / Алексей Иванович Кондратович. – Москва : Советский писатель, 1991. – 528 с.
  3. Кондратович, А. И. «Ровесник любому поколению» : документальная повесть / Алексей Иванович Кондратович. – Москва : Современник, 1984. – 383 с.
  4. Лакшин, В. Я. «Новый мир» во времена Хрущёва : дневник и попутное (1953-1964) / Владимир Яковлевич Лакшин. – Москва : Книжная палата, 1991. – 269 с. – (Дневники. Мемуары. Свидетельства).
  5. Твардовский, А. По случаю юбилея / А. Твардовский // Новый мир,. – 1965. – № 1. – С.3-18.
  6. Чуковская, Л. К. Полгода в «Новом мире» : о Константине Симонове // Лидия Корнеевна Чуковская. Сочинения в 2 т. Т. 2 : Публицистика; отрывки из дневника; открытые письма и другое. – Москва : Арт-Флекс, 2001. – С. 330-392.

 

Материал подготовила ведущий библиотекарь отдела хранения основного фонда Т. Л. Виноградова

Русский