САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ЖУРНАЛЫ СССР: «Крокодил»

10.06.2019 | 2367 просмотра(ов)

«КРОКОДИЛ» – советский и российский сатирический журнал. Когда журналу исполнилось 50 лет, ему предложили заполнить анкету. Вот она, с сокращениями:

Ф.И.О.: Крокодил, просто Крокодил.

Год рождения: 1922.

Место рождения: город Москва.

Пол: мужественный.

Национальность: русский, всесоюзный.

Профессия: шутник.

Отцом-основателем журнала был Константин Еремеев. Это была легендарная личность: издатель и редактор популярной «Рабочей газеты», революционер, не раз встречался с В. И. Лениным, несколько лет провел в тюрьме, ссылке и эмиграции, участвовал в штурме Зимнего дворца, хорошо рисовал.

Вначале журнал выходил без названия как приложение к «Рабочей газете», и только с 13-го номера появилось название – «КРОКОДИЛ». Почему «КРОКОДИЛ»? Очевидцы рассказывают одну из версий. Название журнала долго не могли придумать, спорили до хрипоты. Далее в комнату вошел сторож, которому надоели засидевшиеся сотрудники. «Опять намусорили, накурили, – проворчал он. – Шли бы по домам, эх вы, крокодилы!». «Эврика!» – вскрикнул кто-то, и название журнала было найдено. Эмблему журнала придумал художник Иван Малютин, изобразив красного крокодила с вилами в лапах.

Популярность «КРОКОДИЛА» росла со сказочной быстротой. У истоков журнала стояли Д. Бедный, В. Лебедев-Кумач. На постоянной основе в журнале работали Л. Лагин, М. Зощенко, И. Ильф, Е. Петров, В. Катаев, В. Ардов, художники Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов), Б. Ефимов, В. Чижиков, В. Сутеев и др. С журналом сотрудничали В. Маяковский, Н. Носов, С. Михалков, Ю. Олеша, Н. Асеев, А. Толстой, В. Драгунский и многие другие литераторы и художники.

Сатира «КРОКОДИЛА» изобличала не только бюрократов, пьяниц, взяточников, стиляг, но и также отражала центральные события внутренней и внешней политики, изобличала шпионов и «врагов народа», американских империалистов. Часто сатира носила жёсткий характер.

Интересны были рубрики «Вилы в бок!», «Нарочно не придумаешь». В каждом выпуске журнала был так называемый «гвоздь» номера. Это мог быть рисунок, фельетон, эпиграмма, рассказ. Большим успехом пользовались тематические номера, например, об охране природы, антиникотиновый и т.д.

Журнал был верным другом розыгрышей. Так, в одном из номеров М. Зощенко, выступая под псевдонимом, дал шутливую консультацию по изготовлению самогонного аппарата с чертежами. Некоторые читатели восприняли её всерьёз и писали гневные письма, что аппарат не работает.

«КРОКОДИЛ» наполовину состоял из рисунков и карикатур. Придумать тему и интересно её преподнести художникам помогали так называемые темисты. Темистами были люди самых разных профессий, например, клоун О. Попов, композитор Н. Богословский, актриса Р. Зелёная. В отличие от художников темисты долго оставались в тени. Со временем профессия «темист»  была узаконена.

Наибольший тираж журнала составлял 6,5 млн. экз. В 2000 г. в связи с недостаточным финансированием «КРОКОДИЛ» перестал издаваться. С 2001 по 2004 г. группа крокодильцев издавала журнал «Новый крокодил». С 2005 г. «Крокодил» вновь возродился, но не смог завоевать прежней популярности и окончательно закрылся в 2008 г.

Национальная библиотека им. С.Г.Чавайна выписывала журнал с 1926 по 2000 г., «Новый крокодил» – с 2003 по 2004 гг. Заказать журнал для чтения можно через зал периодических изданий.

 

Русский