РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ. СЕНТ-ЖЕНЕВЬЕВ-ДЕ-БУА. Режиссёр-реформатор Евреинов Николай Николаевич

25.02.2024 | 172 просмотра(ов)

После Станиславского имя Евреинова должно стоять рядом с именем Мейерхольда, Комиссаржевского, Таирова и Вахтангова

Юрий Анненков

Спектакль «Взятие Зимнего дворца», 1920 год, Петроград – Дворцовая площадь. Этот спектакль, воспроизводящий событие ночи переворота октября 1917 года, историки искусства называют самым масштабным в истории человечества. Возглавил поставку и организацию массового действа под открытым небом – Евреинов Н. Н.

Евреинов Николай Николаевич (25 февраля 1879-1953), режиссёр, драматург, теоретик и историк театра, музыкант и композитор, живописец.

Теории Евреинова и дискуссии вокруг них во многом обогатили практику нового театра XX века. Создатель оригинальной драматургической теории разработал принцип «монодрамы»: зритель должен настолько вжиться в душевный мир действующего лица пьесы, что он как бы превращается в этого персонажа. Евреинов Н. Н. был одной из ключевых фигур русского художественного авангарда.

Сведения о знаменитом деятеле культуры представлены в справочных изданиях:

Вострова, Г. А. Евреинов Николай Николаевич / Г. А. Вострова // Большая российская энциклопедия. – Москва, 2007. – Т. 9. – С. 520-521.

Евреинов Николай Николаевич // Русский драматический театр : энциклопедия. – Москва : Большая российская энциклопедия, 2001. – С. 142.

Евреинов Николай Николаевич / В. Г. Растопчин // Лица российской истории: коллекция портретов. – Москва : РОССПЭН, 2010. – Т. 3. – С. 128-129.

Евреинов Николай Николаевич / А. Томашевский // Русское зарубежь е: золотая книга эмиграции: первая треть XX века. – Москва : РОССПЭН, 1997. – С. 232-233.

Перелистаем страницы биографии режиссёра.

Родился в Москве в семье инженера путей сообщения Н. В. Евреинова и француженки, урожденной де Грандмезон. Первоначальное образование получил в псковской гимназии. Затем продолжил образование в Императорском училище правоведения, в 1901 году после его окончания по настоянию отца поступил на службу в канцелярию Министерства путей сообщения.

Продолжая увлекаться театром, в том же году поступил в Петербургскую консерваторию по классу композиции Н. Римского-Корсакова, изучал философию в Санкт-Петербургском университете под руководством профессора А. И. Введенского.

Одновременно со службой и учёбой писал пьесы и активно участвовал в петербургской художественной жизни. Дебют Евреинова-драматурга состоялся в 1905 году в петербургском Александринском театре (одноактная драма «Степик и Манюрочка»). Спектакль принёс автору известность, как писали критики: «О Евреинове заговорили, о нём пишут, с его мнением считаются, его ругают, им восхищаются». Его пьесы ставились в Новом театре Л. Б. Яворской (где Евреинов выступал и как актёр), в петербургском Малом театре А. С. Суворина.

В 1907 году создал и возглавил театр, какого в России еще не было, – Старинный театр. Это попытка воссоздания красочности зрелищ разных эпох и географий. Обилию продемонстрированных зрителю находок предшествовала напряжённая поисковая работа Н. Н. Евреинова в библиотеках, пинакотеках и архивах Рима, Неаполя, Флоренции, Милана, Мюнхена, Вены. Представления вызвали большой общественный резонанс.

В 1908 году был приглашён В. Ф. Комиссаржевской в её петербургский театр. В том же году выходит трехтомник его драматических сочинений.

Необычайный успех в жанре театральной миниатюры и пародии способствовал приглашению Евреинова Н. Н. главным режиссёром в театр «Кривое зеркало» (1910), где он проработал вплоть до революции. За эти годы поставил около 100 миниатюр и пьес, в том числе им написанных. Пользовался популярностью в кругах художественной интеллигенции как пародист и театральный насмешник, один из непременных участников петербургского артистического подвала «Бродячая собака» и его преемника – «Привала комедиантов». Творческие искания Евреинова Н. Н. были созвучны эпохе Серебряного века.

Евреинова Н. Н. рисовали И. Репин, М. Добужинский, Ю. Анненков, В. Маяковский, С. Сорин и др.

Осенью 1920 года возглавил постановку – «Взятие Зимнего дворца».

В Национальной библиотеке представлены воспоминания участника грандиозного спектакля – художника Юрия Анненкова:

Николай Евреинов // Анненков Ю. Дневник моих встреч: цикл трагедий / Юрий Анненков. – Ленинград : Искусство, 1991. – Т. 2. – С. 90-120.

«Я был автором декораций и костюмов. Сделанные мною декоративные сооружения были во всю ширину площади Зимнего дворца, доходили до третьего этажа Главного штаба и состояли из двух гигантских платформ («белая» и «красная»), соединённых крутым мостом. Действующих лиц было около 8000 человек. Но кроме действующих лиц в спектакле принимали участие подлинные танки, подлинные пулеметы и, наконец, знаменитый крейсер «Аврора», который, причалив к набережной вблизи Зимнего дворца, должен был по сигналу из нашей режиссёрской будки сделать три «исторических» холостых залпа. Действующие лица были разделены на самостоятельные группы, и таким образом каждые сто человек имели своего «ответственного», который, подчиняясь нашим сигналам, вызывал те или другие движения, крики или пение своей группы».

С 1917 по 1922 годы гастролировал по России с лекциями и спектаклями.

С января 1927 года постоянно проживал в Париже, где продолжал плодотворно работать как драматург, режиссёр, сценарист.

Гусляров, Е. Пассажиры философского парохода: Николай Евреинов / Евгений Гусляров // Родина. – 2017. – № 9. – С. 20-21.

Ставил оперные спектакли в знаменитой Русской частной опере М. Н. Кузнецовой, создал Театр русской драмы, ставил спектакли в театре Ж. Копо «Вьё-Коломбье», организовал «Объединение русских артистов». Режиссировал оперные и драматические спектакли в Пражском национальном театре, участвовал в подготовке программ эмигрантских театров миниатюр – «Летучая мышь» и «Бродячие комедианты». Работал в Сорбонне со студентами над реконструкцией спектаклей средневекового театра. Театральные идеи Евреинова Н. Н. оказали большое воздействие на творчество нобелевского лауреата Луиджи Пиранделло и Бертольда Брехта.

В Национальной библиотеке можно познакомиться с произведениями и воспоминаниями Н. Н. Евреинова.

Известен такой факт: исторический очерк Евреинова Н. Н. «Караимы» помог представителям немногочисленной группы этого народа в Париже избежать депортации в нацистские лагеря смерти.

В 1945 году выступал с циклом передач на французском радио о выдающихся деятелях русской культуры.

В Париже на доме, где жил режиссёр установлена мемориальная доска.

 

Материал подготовлен Л. Р. Мансуровой, главным библиографом информационно-библиографического отдела.

 

Русский