«Черепнин был блестящим музыкантом, который мог одинаково интересно и любовно говорить как о старой музыке, так и о самой новой…Он говорил о новаторстве так, что я чувствовал себя почти отсталым музыкантом»
Сергей Прокофьев
Николай Николаевич Черепнин (1873-1946) – талантливый ученик и последователь Н. А. Римского-Корсакова, близкий друг А. К. Лядова, А. К. Глазунова, завоевал в свое время признание как оригинальный композитор, выдающийся дирижёр и педагог новаторского склада.
Уже первое значительное сочинение Черепнина – симфонический прелюд «Принцесса Грёза» (по мотивам одноименной пьесы Э. Ростана, 1896) отличают тонкое чувство оркестрового колорита, импрессионистская красочность гармонии и инструментовки. Лучшие произведения созданы в период сотрудничества композитора с деятелями «Мира искусства». Николай Николаевич сочинил для фортепиано четырнадцать эскизов к «Русской азбуке в картинках» А. Бенуа.
В обширном творческом наследии композитора – балеты «Павильон Армиды» и «Нарцисс и Эхо», симфонические поэмы «Марья Моревна», романсы на слова Ф. И. Тютчева, «Фейные сказки» на слова К. Д. Бальмонта.
В секторе нот и звукозаписей отдела литературы по искусству Национальной библиотеки есть ноты романса Н. Н. Черепнина «Прости, не помни дней паденья…»:
Романсы на стихи Н. А. Некрасова для голоса с фортепиано. – Москва : Музыка, 1971. – 39 с.
Широкая эрудиция, владение современными оркестровыми средствами, интерес к новым художественным исканиям создали Черепнину авторитет одного из прогрессивных педагогов. Среди его учеников – С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Н. А. Мально, А. В. Гаук, М. А. Бихтер, В. А. Дранишников.
В 1906-1909 годах Н. Н. Черепнин – дирижёр Мариинского театра, в 1909-1914 –дирижёр «Русских сезонов» и Русского балета Дягилева.
Легендарные «Русские сезоны» Сергея Дягилева! Н. Н. Черепнин стал первым композитором, к которому обратился С. Дягилев в самом начале своего проекта. Обладая ярким композиторским талантом, Н. Н. Черепнин создал произведения, перевернувшие представление о современном балетном спектакле. Сергей Дягилев оценивал композитора как одного из «самых знаменитых деятелей музыки, живописи, хореографии».
19 мая 1909 года «Русские сезоны» в Париже были открыты балетом Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды». Публика была в восторге! Балетмейстер постановки – М. Фокин, сценограф – А. Бенуа. Сектор нот и звукозаписей располагает нотами композитора, созданными в «Русских сезонах»:
Русский сезон…: балетная музыка петербургских композиторов в переложении для фортепиано / составитель С. Н. Поддубный. – Санкт-Петербург : Композитор, 2007. – 52 с.
Деятельность Н. Н. Черепнина представлена в энциклопедиях:
Черепнин Николай Николаевич // Большая российская энциклопедия. – Москва : Большая российская энциклопедия, 2017. – Т. 34. – С. 454-455.
Розанова, Ю. Черепнин Николай Николаевич / Ю. Розанова // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века : энциклопедический биографический словарь. – Москва : Росспэн, 1997. – С. 683-685.
Павлинова, В. П. Черепнин Николай Николаевич / В. П. Павлинова // Музыкальная энциклопедия. – Москва : Советская энциклопедия, 1982. – Т. 6. – Стлб. 207-208.
Лирические романсы композитора входили в репертуар многих известных певцов. Его симфонические произведения, такие как «Макбет», «Из края в край», «Зачарованное царство», шесть музыкальных иллюстраций к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, поражали слушателей блеском оркестра и изысканностью колорита.
Самохин, А. Чтение по нотам: музыкальные спектакли по произведениям Александра Сергеевича Пушкина / Андрей Самохин // "Свой" журнал Никиты Михалкова. – 2024. – № 8. – С. 28-33. – Ежемесячное приложение к газете "Культура».
Николай Николаевич Черепнин – мастер оркестровки. Ему принадлежит оригинальная редакция «Сорочинской ярмарки» М. Мусоргского и новая оркестровка оперы «Мельник-колдун» Е. Фомина.
В Национальной библиотеке имени С. Г. Чавайна можно познакомиться с мемуарами композитора:
Черепнин, Н. Воспоминания музыканта / Николай Черепнин. – Ленинград : Музыка, 1976. – 128 с.
Вот как вспоминал композитор свой путь к профессиональной музыке:
«Ко времени окончания гимназии из меня выработался достаточно подготовленный по пианистической и аккомпаниаторской части музыкант-практик, и я мечтал в дальнейшем посвятить себя всецело музыкальной деятельности и поступить в консерваторию.
Иначе смотрел на дело мой отец. «Окончи прежде университет, – решил он, – и приобрети себе сначала прочную зацепку в жизни: инженеры, доктора, юристы стране нужны; кусок хлеба найдётся и в музыке, но надо на «пятерку» гнать, а то заклюют…».
<…> В 1895 году я окончил Санкт-Петербургский университет со званием кандидата прав, а в 1898 – Санкт-Петербургскую консерваторию».
В 1921 году Н. Н. Черепнин эмигрировал, до 1933 гастролировал в странах Европы и США. Писал балетную музыку для трупп А. П. Павловой, М. М. Мордкина. Один из основателей (1925) и директор (1925-1929, 1938-1945) Русской консерватории в Париже. Более подробно жизненный и творческий путь описан в книге:
Томпакова, О. М. Николай Николаевич Черепнин: очерк жизни и творчества / О. М. Томпакова. – Москва : Музыка, 1991. – 111 с.
Исполняют ли музыку Н. Н. Черепнина в наши дни?
В Нижнем Новгороде состоялась премьера оркестровой версии оперы «Сват» (по пьесе «Бедность не порок» А. Н. Островского). Зрители увидели задорный, энергичный молодёжный спектакль. Рецензию на постановку опубликовал музыкальный журнал:
Бочкова, Т. Бей в доску, поминай Москву / Татьяна Бочкова // Музыкальная жизнь. – 2025. – № 5. – С. 48-49.
В Международный день музыки предлагаем послушать увертюру композитора Н. Н. Черепнина к опере «Сват».
Материал подготовлен Л. Р. Мансуровой, главным библиографом информационно-библиографического отдела.
- 102 просмотра