РУБЕЖИ СЛАВЫ. БИТВА ЗА МОСКВУ. На защите московского неба

21.04.2020 | 2075 просмотра(ов)

В Битве за Москву массово использовались аэростаты заграждения. Сотни аэростатов висели в небе Москвы, затрудняя немцам прицельное бомбометание.

Внешне аэростаты заграждения напоминали небольшие дирижабли. Поднимались они обычно ночью по одному или по два на одном тросе (в тандеме) в шахматном порядке, утром боевое дежурство заканчивалось, аэростаты опускали на землю. Опасаясь встречи с ними, экипажи самолётов противника вынуждены были либо отказаться от налёта, либо подниматься на большую высоту, что резко снижало точность прицельного бомбометания. Дивизия ПВО могла защитить аэростатами площадь в 75 квадратных километров.

Всего зафиксировано более 120 столкновений самолётов с тросами, 35 самолётов разрушилось. В целом над Москвой за Великую Отечественную войну аэростатами заграждения было уничтожено не менее 150 самолётов противника.  

ПОДВИГ ВЕЛИГУРЫ. Расчет Первого полка АЗ (аэростатов заграждения) под командованием сержанта Дмитрия Велигуры охранял воздушное пространство Москвы. Рано утром 6 декабря 1941 года получили задание опустить аэростат с высоты пяти километров. Отлаженная операция сорвалась из-за нелепой случайности. Одному из бойцов в глаз попала льдинка, и он случайно отправил аэростат в свободное плавание. Это заметил сержант Велигура. Рассчитывая удержать аэростат, он ухватился за стропы.

35-метровый аэростат поднялся вместе с сержантом. Единственный путь спасения — отыскать выпускной клапан и стравить газ. Дмитрий Велигура на морозе в 38 градусов преодолел 17 метров, отделявших его от надувной махины. Он привязал себя к жёсткой части конструкции, нашёл заветный клапан и выпустил воздух. Мужественный сержант, сильно обмороженный и серьезно травмированный, опустился вместе со спущенным аэростатом в 110 километрах от Москвы, возле войсковой части. Дмитрия Велигуру взяли под стражу и допросили.

Сержант добился выделения ему двух коней для того, чтобы доставить спасенный аэростат в Москву, и уже через день вернулся на место службы. Это был первый случай в истории воздухоплавания, когда человек выжил в подобной ситуации. 24 марта 1942 года в Москве сержант Дмитрий Велигура был награждён орденом Красного Знамени.

Столкнувшись с сильной ПВО Москвы и неся большие потери, немецко-фашистская авиация вынуждена была в апреле 1942 года полностью прекратить налеты на столицу СССР. Однако ПВО оставалось в боевой готовности, а аэростаты по ночам находились в воздухе в режиме ожидания.

 

Материал подготовила С.П. Колчина, зав. отделом социально-экономической литературы.

Русский