Романова Майя Тимофеевна

90 лет со дня рождения. Романова Майя Тимофеевна (1927 – 2014)

Актриса, певица

Родилась 23 марта 1927 г. в с. Старый Торъял (Тошто Торъял) ныне Новоторъяльского района РМЭ в крестьянской семье. В 1945 г. после окончания Староторъяльской средней школы поступила в музыкально-драматическую студию при Марийском государственном театре. В 1946 г. дебютировала на профессиональной сцене, исполнив главную роль в весенней сказке А. Островского «Снегурочка» («Лумудыр»), заменив внезапно заболевшую А.Тихонову. Дебют оказался удачным, в дальнейшем роль Снегурочки в спектакле исполняли обе актрисы.

В 1947 г. после окончания учебы М. Романова была зачислена в труппу театра. Эффектная внешность, прекрасные вокальные данные на многие годы определили амплуа актрисы. Ее появление в театре принесло свежее, романтическое веяние. В 40—60-е годы актрисой было сыграно множество типажных ролей молодой героини в пьесах марийских драматургов: Олюк (Н.Арбан «Кетгеж йуд» / Летняя ночь, 1948), Наташа (Н.Арбан «У муро» / Новая песня, 1953 и 1964), Лиза (А.Волков «Шочмо ялыште» / В родном селе, 1949), Лизук (А.Волков «Ильин йолташ» / Подруга жизни, 1961), Зина (А.Михайлов «Корнывожышто» / На перепутье, 1956), Ведасий (И.Ялмарий «Поро эр» / Доброе утро, 1954), Роза (Н.Арбан «Ош пеледыш» / Белый цветок, 1968) и др.

В 1950—1952 гг. М.Романова училась на актерском отделении Ленинградского театрального института им.А.Н.Островского, на курсе заслуженного деятеля искусств Л.Ф.Макарьева, но учебу пришлось оставить в связи с семейными обстоятельствами.

Актриса имела огромный зрительский успех. Однако ее творческая индивидуальность не получала полного раскрытия. М.Романова, раздвигая рамки роли, наполняла характеры своих героинь жизненным содержанием, стремилась отойти от традиционно-бытовых приемов игры.

Создавая на сцене образы Салики, Марины и Айвики — героинь пьес С.Николаева, а также в роли Маюк (М.Шкетан «Ачийжат-авийжат!...» / Эх, родители!.., 1952) и др., М.Романова продолжила и обогатила лучшие традиции исполнения этих классических ролей на марийской сцене. Романтическая окрыленность, женственность и нежность стали отправной точкой при создании таких образов, как Чачавий (Н.Арбан «Янлык Пасет» / Черный Волк, 1954) и Кансыл (И.Смирнов «Асан ден Кансыл», 1961) и других.

М.Романова была лучшей исполнительницей музыкальных ролей в пьесах марийских драматургов. Спетые ею в спектаклях песни уходили со сцены в жизнь. Обладательнице уникального по диапазону голоса прочили (при условии соответствующего музыкального образования) карьеру лирико-драматического сопрано в опере. Народ назвал актрису почетным именем «марий шушпык» — марийский соловушка.

Заметными вехами в творческой биографии актрисы стали роли, сыгранные в спектаклях классического репертуара: Луиза (Ф.Шиллер «Ибратымаш да осал чоялык» / Коварство и любовь, 1955), Сильвия ((В.Шекспир «Веронысо кок рвезе» / Два веронца, 1963). Глубокие многогранные образы Варвары Звонцовой («Егор Булычов и другие», 1968) и Анны («Васса Железнова», 1976) создала М.Романова в пьесах М.Горького.

В 1960 г. М.Романовой было присвоено почетное звание «Заслуженный артист Марийской АССР», а в 1969 г. — «Заслуженный артист РСФСР».

Драматический талант актрисы и умение создавать тонкие психологические образы ярко раскрылись при создании образов матерей, среди ролей этого плана — Лида (П.Эсеней «Пиалан ваштар-влак» / Счастливые клены, 1969), Варвара (Н.Терентьев «Ушан» / Сибирская дивизия, 1972), а также Вера Михайловна (3.Каткова «А вуй умбалне яндар кава...» / А над головой ясное небо..., 1977), за исполнение роли которой актриса была награждена Почетной грамотой Министерства юстиции МАССР.

М.Романова неоднократно награждалась Почетными грамотами Президиума Верховного Совета МАССР, Министерства культуры СССР и Марийской АССР.

Проработав в Марийском театре им.М.Шкетана без малого 40 лет, актриса сыграла более ста ролей, снискала горячую любовь марийского зрителя.

Литература:

Кульбаева Н.И. Артисты Марийского театра: биобиблиогр. справ. / Н.И. Кульбаева. – Йошкар-Ола,2005. – С. 175-178.