Римская империя

Великие цезари – творцы Римской империи.

Древний Рим – одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности...

Римская империя оставила неизгладимый след в истории человечества. Это была огромная многонациональная держава с достаточно сложной, но в то же время хорошо продуманной централизованной системой управления. Принципы государственного устройства, которые были созданы римлянами, сохранились до сих пор во многих странах. Созданная ими мировая империя просуществовала несколько столетий, подарив потомкам саму имперскую идею, которую наследовали и осуществляли многие последующие цивилизации.

Изобретенная римлянами система права стала также основой правовых систем многих стран. Именно в Риме появились идея гражданственности и сама система гражданских ценностей: справедливости, мужества, почета и свободы. Именно в императорском Риме получило распространение христианство, оказавшее столь мощное влияние на все последующее развитие истории человечества.

Латынь – язык Римской империи, на ней говорила в Средние века вся образованная Европа. «Общеримское чувство жизни и красоты, с одной стороны, немыслимо без Римской империи… Небывалая по величине Римская империя была четко организована при помощи идеально поставленного военного дела, при помощи максимально продуманной юриспруденции, в результате склонности к строжайшей организации и полному упорядочению завоеванных стран без перехода за пределы, необходимые для единства империи», – отмечал известный философ и филолог, профессор А.Ф. Лосев.

Cоздателями Римской империи, её творцами, были цезари: Гай Юлий Цезарь, Август, Тиберий, Калигула, Клавдий и Нерон, оставившие неизгладимый след в истории  императорского Рима.

История Древнего Рима / Сост. К.В.Паневин. – С.Пб.: ПОЛИГОН АСТ, 1998. – 894с.

Книга состоит из четырёх разделов. В первом разделе рассматриваются особенности древнеримской истории, приведён обширный анализ источников по истории Древнего Рима, а также его историография.

Второй раздел посвящён Царскому периоду древнеримской истории – эпохе семи царей, при которых Рим достиг главенствующего положения в Лации.

Третий раздел охватывает период Республики.

Самый большой раздел книги – четвёртый, посвящён Империи, что связано как с наибольшей изученностью этого периода в истории Древнего Рима, так и значением его для последующего развития мировой истории. Он подводит черту под эпохой античности и служит мостиком к эпохе Средневековья.

Своё обозначение это время в римской истории получило от усвоенного носителями высшей власти почётного титула «император» (собственно – «способный к командованию»), который ранее предоставлялся  победоносцу его войском, а теперь был включён в систему своего официального имени победителями в Гражданских войнах Юлием Цезарем и Октавианом.

Светоний, Г. Т. О жизни цезарей. О знаменитых людях (фрагменты). / Г. Т.Светоний. – C.П.б.: Алтейя, 1998. – 436 с.: ил.  

Содержание этой книги – вереница римских императорских имён, знакомых, хотя бы понаслышке, даже тем читателям, которые никогда не занимались древней историей. Юлий Цезарь, который на берегу Рубикона говорит: «Жребий брошен!» и начинает гражданскую войну; а потом, падая под кинжалами заговорщиков, произносит: «И ты, Брут!». Август, который с гордостью заявляет, что принял Рим кирпичным, а потомкам оставляет мраморным. Дряхлый Тиберий, в своём уединении на Капри злорадно любующийся, как губят друг друга доносами его враги-сенаторы. Калигула, собирающийся назначить сенатором своего коня. Клавдий с его императрицей Мессалиной, имя которой стало синонимом неистового разврата. Нерон, устроивший пожар Рима, чтобы вдохновиться на поэму о пожаре Трои. Веспасиан с его циническими словами «деньги не пахнут». И благородный Тит, который, если не сделал за день ни одного доброго дела, говорил: «Друзья, я потерял день».

Все эти фигуры, приукрашенные преданиями и фантазиями, давно превратились из исторических образов в художественные. И это во многом благодаря книге Светония «Жизнь двенадцати цезарей».

Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана. / Пер. С.Н.Кондратьева, под ред. А.И.Доватура. – М.: Наука, 1992. – 384с.

Почему именно императорские биографии стали формой описания римской истории? Совсем не потому, что этот жанр лучше помогал её понять. Для этого лучше подошёл бы традиционный тип летописи, год за годом освещающей события, происходившие во всех концах империи. Римскому плебсу было не так уж важно, кто его тешил хлебом и зрелищами, а жителям провинций – кто их угнетал налогами и разорял междоусобными войнами. У императора Адриана мог быть дурной характер, но чувствовала это только его семья и близкое окружение, а не Рим, не Италия, не средиземноморская держава. Однако читателям свойственно любопытство, а политической пропаганде – плакатное упрощение. Пропаганда четко делила правителей на хороших (миротворцев) и плохих (мятежников). А исполнители старательно расписывали биографии первых эпизодами высокого благородства, а вторых – самыми низкопробными сплетнями. Если сплетен недоставало, их выдумывали.

Этьен, Р. Юлий Цезарь / Пер. с фр. Э.М. Драйтовой; Предисл. Е.В.Ляпустиной. – М.: Мол. Гвардия, 2003. – 299 с.: ил. – (Жизнь замечат. людей: Сер. биогр.; Вып. 832). Книга французского академика Роббера Этьена посвящена блистательной личности Гая Юлия Цезаря (101 – 44г. до н. э.).

…Этот «никому не сын» стал «отцом всех». За исключением горстки заговорщиков и молча потакавших им политиков, представители самых разных классов общества признали себя его детьми: «Он умел подарками расположить к себе людей из всех классов, не презирая неимущих и распространяя блага своей щедрости даже на их вольноотпущенников и любимых рабов, лишь бы те пользовались благорасположением своего хозяина или патрона».

Даже трагическая смерть этого гения власти смотрится как логическое и прекрасное завершение его жизни.

Робер Жан –Ноэль. Рождение роскоши: Древний Рим в погоне за модой / Пер. с франц. – М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 400с.: ил.

Мода в Древнем Риме была роскошью. Но это нисколько не мешало ей, как и сегодня, проникать в самые разнообразные, но близкие ей, на первый взгляд, сферы жизни. Автор убедительно показывает, какое подчас неожиданно большое влияние мода оказала на древнеримские архитектуру, игры, литературу, экономику и даже религию.

Мы сможем проследить всевозможные проявления моды, рассмотрев различные модели поведения жителей города в повседневной (за стенами их имений, в домашней обстановке, в манере одеваться, принимать пищу или же развлекаться), общественной, духовной, культурной жизни.

Интересно проанализировать, благодаря каким экономическим факторам возникла мода в античном мире, а еще интереснее - каким образом мода постепенно внедрилась в жизнь горожан.