Работа библиотек в режиме самоизоляции: обзор виртуальных мероприятий

31.07.2020 | 2264 просмотра(ов)

Встречаемся в сетях и на сайтах. Работа в режиме самоизоляции// Библиотека. – 2020. - № 5. – С. 14-33.

Пандемия коронавируса COVID-19 в считанные дни изменила жизнь всей страны и радикально сказалась на положении библиотек. Не зря в последние годы наши коллеги интенсивно и настойчиво осваивали виртуальное пространство: приучали читателей к общению в соцсетях, развивали сайты, практиковали удалённое обслуживание. Теперь всё это оказалось тем самым мостиком, который можно перекинуть к своей аудитории буквально отовсюду. Так что представителям отрасли не понадобилось много времени на перестройку своей работы. И сегодня библиотекари продолжают сеять разумное, доброе, вечное, отвлекая людей от грустных мыслей, снимая царящие в обществе страхи и тревоги, внушая спокойствие и настраивая на позитивный лад.
Журналом «Библиотека»  был организован круглый стол по работе библиотек в новых условиях и сформулированы следующие вопросы:

Часть 1. ФОРМАТЫ УДАЛЁННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
- В каком формате вы в настоящее время взаимодействуете с читателями?
- Что из инициатив и направлений наиболее востребовано пользователями?
- Почувствовали ли вы повышение активности посетителей на своих интернет-площадках с переходом на дистанционный режим?

Часть II. «БИБЛИОНОЧЬ» В СЕТИ
Ежегодная профессиональная акция в этом году впервые прошла в виртуальном формате. Расскажите о своём участии в онлайн-марафоне.

Часть III. ПРАЗДНУЯ ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ
В этом году все торжества, посвящённые юбилейной дате, состоялись в виртуальном формате. Как вы отметили праздник?

Часть IV. ПРИВЛЕЧЬ! УДИВИТЬ! УДЕРЖАТЬ!
Наряду с массовыми мероприятиями отменены и профессиональные. Как вы сейчас общаетесь и обмениваетесь опытом с коллегами?

В работе круглого стола приняли активное участие специалисты региональных библиотек. Попав в чрезвычайную ситуацию, библиотекари оказались готовы изменить формат работы на дистанционный. Никто не жалуется на недостаток квалификации персонала в сфере новых технологий, на дефицит необходимого оборудования, на отсутствие подключения к сетям и др. Все активизировали трансляции через различные каналы, регулярно дополняют информацию на своих сайтах, передают обзоры новых поступлений, обеспечивают доступ к электронным собраниям и другим базам данных, проводят мастер-классы, циклы лекций, виртуальные выставки, компьютерные и иные курсы. Основательно и многопланово все участники опроса подготовились к юбилею Великой Победы и проведению Всероссийской ежегодной акции «Библионочь».
Приспосабливаясь к условиям новой реальности, коллеги ищут новые пути решения проблем. Так, специалисты из Тулы вслух заявили о ситуации, в которой оказались специальные библиотеки, ведь социальные сети для них не самая удобная коммуникационная площадка. А что может её заменить? Об этом наши собеседники предлагают подумать сообща.
Коллеги из НБ Республики Саха (Якутия) сосредоточили свои усилия на продвижении ЭБ и организации удалённых библиотечно-информационных сервисов. В связи с этим в дистанционную работу ввели ряд новых услуг и усовершенствовали уже имеющиеся сервисы. Кроме того, НБ Якутии утвердила и выложила на сайте целую серию временных инструкций и положений, связанных с обслуживанием в период пандемии коронавирусной инфекции.
С помощью интернет-ресурсов специалисты привлекают многочисленную аудиторию. Так, НБ Бурятии знакомит земляков с творчеством местной писательницы Раисы Белоглазовой, выкладывая её повесть «Ритка» по несколько страниц ежедневно в разных социальных сетях и подогревая, таким образом,  интерес к произведению. А Ульяновская областная детско-юношеская библиотека порциями размещает свой краеведческий контент.
В ситуации, когда коллеги нуждаются в методической помощи, эффективно проявили себя и федеральные библиотеки. РГДБ заметно активизировала взаимодействие с учреждениями отрасли, обслуживающими детей. Об этом рассказали сами сотрудники и специалисты из разных регионов. Именно РГДБ запланировала провести в мае онлайн-встречу на тему практики библиотечного обслуживания в период самоизоляции.
Общее мнение о работе в исключительных обстоятельствах можно выразить словами директора Челябинской ОДБ Натальи Егоровой: «Время продиктовало особые условия коммуникации с читателями, и мы построили новую модель взаимодействия посредством сайта и социальных сетей».
Предлагаем коллегам познакомиться с материалами круглого стола и найти новые перспективы в своей работе.

110 лет журналу «Библиотека»

Ю. Н. Столяров
Сто десять лет в авангарде. Верный спутник на профессиональной орбите// Библиотека. -2020. - № 5. – С. 58-61.

Журнал «Библиотека» подошёл к своему 110-летию. Эта дата – хороший повод проследить его более чем вековую историю, в которой отражались все этапы библиотечной жизни страны. Проанализировал путь, пройденный старейшим профессиональным СМИ, библиотековед, доктор педагогических наук, профессор Юрий Николаевич Столяров.
 Возник журнал «Библиотекарь» в 1910 году. Он был учреждён как орган Общества библиотековедения, преобразованного в 1908 г. из Секции библиотековедения Русского библиологического общества, которое ставило перед собой цель способствовать усовершенствованию библиотечного дела в России.
На фоне отсутствия в стране библиотечного образования, методических центров, других профессиональных изданий через учреждённый журнал Общество намеревалось уделять первостепенное внимание правильной постановке библиотечной технологии, разъяснению принципов подбора книг, освещению правового положения библиотек, библиографии книжного и библиотечного дела, подготовке персонала, ознакомлению с зарубежными библиотеками, статистикой библиотечного дела, деятельностью профессиональных обществ других стран.
Редактором журнала был Павел Михайлович Богданов (18.10.1871-17.06.1919). Он являлся одним из основателей и руководителей первых профессиональных библиотечных объединений в России: секретарём секции библиотековедения при Русском библиологическом обществе (1903-1907), которое в 1908 г. преобразовали в Общество библиотековедения.
В первом номере журнала «Библиотекарь» П. М. Богданов разъяснял: «Задача всякой библиотеки сводится к тому, чтобы обеспечить читателю доступ к книгам. Это может быть сделано – в пределах сил и власти библиотечного работника – почти исключительно усовершенствованием технической стороны дела. Всякое приобретение библиотеки в этом отношении ценно для неё не само по себе, а лишь постольку, поскольку оно облегчает пользование библиотекой. Превратить своё книгохранилище из книжного кладбища в общественно полезное учреждение – вот главная задача всякого библиотекаря». [Богданов, П. М. Обзор деятельности Секции библиотековедения при Русском библиологическом обществе за 1903-1907 гг.// Библиотекарь. – 1910. – Вып. 1. – С.45].
С первого номера журнал «Библиотекарь» заявил о себе как о серьёзном профессиональном широкопрофильном издании по всем аспектам библиотечного дела для библиотек всех типов и видов. Уже через год после выхода число его подписчиков составило более 500 человек. В нём размещались как теоретические статьи по библиотечному и книжному делу, так  и материалы об опыте работы, библиографические заметки, «Свод рецензий» о литературных новинках, зарубежная хроника, объявления издателей, отчёты о деятельности Общества библиотековедения.
Крупнейший     социальный катаклизм – Первая мировая война, острый недостаток средств, переезд П. М. Богданова в Москву привели к закрытию журнала в 1915 г. Последовавшие затем гигантские революционные преобразования, распад Российской империи, развернувшаяся в стране Гражданская война и, наконец, закрытие в 1922 г. учредителя – Петроградского общества библиотековедения – препятствовали возобновлению выпуска издания.

Продолжение в следующем номере.

Л. Н. Софронова, главный библиотекарь научно-методического отдела Национальной библиотеки им. С. Г. Чавайна

Русский