Путешествие с экслибрисом по фондам Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна. Всеволожский Иван Александрович – директор императорских театров

27.03.2024 | 144 просмотра(ов)

Всеволожский Иван Александрович (1835-1909), российский дипломат, театральный деятель. Почётный член петербургской Академии Художеств (1904).

Приведём некоторые сведения о Всеволожском И. А. из справочных изданий:

Светаева, М. Г. Всеволожский Иван Александрович / М. Г. Светаева // Большая российская энциклопедия. – Москва : Большая российская энциклопедия, 2006. – Т. 7. – С. 40-41.

Всеволожский И. А. на посту директора императорских театров (1881-1899) провёл ряд важных организационных реформ: добился ежегодных субсидий театрам, увеличил авторские гонорары, изменил систему оплаты актёрского труда. При нём началось издание Ежегодников императорских театров, была преобразована Библиотека Дирекции императорских театров, подготовлено открытие Нового театра в Москве.

Деятельность И. А. Всеволожского была сосредоточена главным образом на музыкальном театре, где он создал «совет постановщиков», объединивший усилия композитора, либреттиста, художника, режиссёра и балетмейстера. Привлёк к сотрудничеству композиторов А. К. Глазунова (балеты «Раймонда», «Испытание Дамиса», «Времена года») и П. И. Чайковского. Всеволожский И. А. – вдохновитель создания балета «Щелкунчик», опер «Пиковая дама» и «Иоланта», постановки на сцене Мариинского театра оперы «Евгений Онегин». Особая роль принадлежала Всеволожского в создании балета «Спящая красавица» (идеи, либретто, эскизы костюмов), но главной его заслугой было объединение в работе над балетом двух гениальных современников – композитора Петра Ильича Чайковского и балетмейстера Мариуса Петипа.

С 1899 года – директор императорского Эрмитажа.

Всеволожский И. А. – автор более 1000 эскизов костюмов к 25 балетным постановкам (например, «Щелкунчик», «Раймонда»).

Дополнительные сведения представлены в музыкальной энциклопедии:

Всеволожский Иван Александрович // Музыкальная энциклопедия. – Москва : Советская энциклопедия, 1973. – Т. 1. – Стлб. 845.

Всеволожский И. А. учредил оперный класс для хористов Мариинского театра. Ориентируясь на вкусы придворно-аристократических кругов, Всеволожский обращал внимание на создание пышных «постановочных» оперно-балетных спектаклей, не приветствуя при этом творчество композиторов «Могучей кучки», препятствовал постановке их произведений.

Интересные сведения о деятельности И. А. Всеволожского опубликованы в статье:

Гурова, Я. Забытый балет Петипа / Янина Гурова // Балет. – 2015. – № 4. – С. 32-35.

В рамках Театральной реформы 1882 года Иван Александрович инициировал отмену должности штатного балетного. Уничтожение монополии написания музыки для балетного театра способствовало рождению на императорской сцене спектаклей на музыку других авторов. Основной целью Всеволожского было возродить интерес публики к балетным постановкам.

История создания спектаклей по инициативе Всеволожского И. А. отражена в энциклопедии «Русский балет»:

Куликов, В. А. Всеволожский Иван Александрович / В. А. Куликов // Русский балет : энциклопедия. – Москва : Большая российская энциклопедия; Согласие, 1997. – С. 117.

Биобиблиографические справочные издания дополняют сведения о И. А. Всеволожском-художнике:

Всеволожский Иван Александрович // Художники народов СССР: биобиблиографический словарь. – Москва : Искусство, 1972. – Т. 2. – Стлб. 358-359.

Рисовальщик и акварелист. Рисованием занимался самостоятельно. Выполнил большое количество портретов-карикатур общественных деятелей, артистов, ученых, писателей и художников.

Художник В. А. Серов написал портрет И. А. Всеволожского в технике литографии (1900).

В Национальной библиотеке находится книжный памятник из личного собрания И. А. Всеволожского.

Берх, В. Н. Царствование царя Алексея Михайловича: [в 2 частях] / Василий Берх. – Санкт-Петербург: издание И. Сленина, 1831. – 584 с.

Изображение издания и экслибриса из личной библиотеки директора императорских театров представлено на одной из книжных закладок:

Экслибрисы из коллекции Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна: 12 книжных закладок / автор-составитель Н. О. Вершинина ; редакторы Т. В. Колина, Н. И. Ерошкина. – Йошкар-Ола : Национальная библиотека им. С. Г. Чавайна, 2010. – отд. л. 6.

Иван Александрович был владельцем села Алешни Ряжского уезда Рязанской губернии. В Алешне, которую Всеволожский получил с приданым жены, урожденной княжны Е. Д. Волконской (1845-1898), уже имелась большая библиотека, унаследованная Екатериной Дмитриевной от её знаменитого деда, фельдмаршала князя П. М. Волконского и другого её деда, П. А. Кикина. Обратим внимание, что на титульном листе издания книги из фонда Национальной библиотеки изображен и гербовый экслибрис с инициалами «КПВ». Всеволожский И. А. приумножил это книжное собрание, впоследствии библиотека вместе с семейным архивом и коллекцией картин была перевезена в Санкт-Петербург. После Октябрьской революции книжное собрание было передано в библиотеку издательства «Всемирная литература», а оттуда некоторые из изданий отправлены в Государственный Книжный фонд. Подробные сведения об усадебной библиотеке И. А. Всеволожского представлены в статье:

Гогулина, И. Б. Усадебные библиотеки: книжные знаки и раритеты (по материалам Научной библиотеки Государственного Эрмитажа) / И. Б. Гогулина // Экслибрисы как информационный ресурс для изучения книжной культуры: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Москва, 2023. – С. 62-73.

Книжный знак И. А. Всеволожского описан в фундаментальном издании:

Богомолов, С. И. Российский книжный знак. 1700-1918 / Сергей Иванович Богомолов. – Издание второе, исправленное и дополненное. – Москва : Минувшее, 2010. – С. 180.

Экслибрис. – гравюра. – 39х27. – 4-уг. – в линейной рамке с закругленными углами герб, увенчанный княжеской короной, в круглом поясе с девизом: «Honorem meum nemini dabo». Ниже надпись «С. Б. Алешня».

 

Материал подготовлен Л. Р. Мансуровой, главным библиографом информационно-библиографического отдела.

Русский