Путешествие с экслибрисом по фондам Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна. Рукавишников Николай Васильевич – Первый гуманист мира

13.04.2023 | 591 просмотра(ов)

13 апреля, в День мецената и благотворителя, по традиции продолжаем знакомить с известными российскими благотворителями.

Рукавишников Николай Васильевич (1845-1875), из рода московских предпринимателей, меценатов и благотворителей.

Приведём исторические сведения о Н. В. Рукавишникове по Большой российской энциклопедии:

«Николай Васильевич окончил физико-математический факультет Московского университета, в 1870-75 руководил исправительным приютом для несовершеннолетних преступников мужского пола, превратив его в образцовое пенитенциарное учреждение; в 1873/74 указом императора Александра II в честь заслуг и пожертвований Н. В. Рукавишникова приюту присвоено наименование «Рукавишниковский».

Рукавишниковы // Большая российская энциклопедия. – Москва : Большая российская энциклопедия, 2015. – Т. 28. – С. 756-757.

Биография Н. В. Рукавишникова отражена в справочнике:

Рукавишниковы // Барышников М. Н. Деловой мир России : историко-биографический справочник / М. Н. Барышников. – Санкт-Петербург : Искусство-СПБ, Logos, 1998. – С. 316.

Дополнительные сведения приведём из открытых источников информации:

«В августе 1870 года Н. В. Рукавишников становится директором приюта. С первого же дня развивает бурную деятельность. Очень скоро под его руководством приют превращается в образцовое учреждение. Прежде всего, Рукавишников четко организовал главные составляющие исправительного процесса – труд, учебу и отдых детей. Он запретил физические наказания, добавил в расписание больше времени для учебы и работы. Преимущественно на свои личные средства он наладил работу сапожной, переплётной, портняжной, столярной и брошюровочной мастерских. Для обучения пригласил хороших мастеров, положив им достойное жалование.

Кроме обучения ремёслам, Рукавишников заботился также об умственном развитии своих воспитанников. Ежедневно на занятиях детей учили русскому языку, арифметике, географии, истории, рисованию, черчению, Закону Божьему».

«Московские ведомости» в 1873 году писали:

 «...Посетитель приюта, перешагнув за порог его, начинал с того, что с удивлением осматривался и искал вокруг себя все признаки, которые неразрывны с понятием о тюрьме. <…>. Работа кипит, здоровый и весёлый вид работающих мальчиков, чисто, изредка разговор, резвый детский смех — всё это невольно приятно поражало».

Успешная работа приюта получила всё более широкое признание, аналогичные исправительные заведения для несовершеннолетних начали возникать и в других районах России. Вскоре о приюте узнали и за рубежом. Знаменитый английский проповедник, декан Вестминстерского аббатства А. Стенлей, находясь в Москве проездом из Китая, несколько раз побывал в заведении Рукавишникова и, приехав домой, на первой же встрече со своими прихожанами сказал: «Я могу умереть спокойно, я видел святого».

После безвременной кончины Николая Васильевича, его братья Иван и Константин Рукавишниковы возбудили ходатайство перед городской думой о передаче приюта Московскому общественному управлению. В сентябре 1878 года он стал городским учреждением. Братья пожертвовали 120 тысяч рублей на покупку приютом собственного дома (что являлось заветной мечтой Николая Васильевича) и 30 тысяч рублей на строительство церкви.

Попечителем приюта и наиболее значительным его жертвователем стал Константин Васильевич Рукавишников, видный финансист и хозяйственник, гласный Московской городской думы (1877-1901), московский городской голова (1893-1897).

Под его руководством масштабы деятельности Рукавишниковского приюта заметно возросли: 100-150 воспитанников (основной возраст – 13-16 лет) и около полусотни служащих. Работали попечительный и педагогический советы. Общеобразовательные занятия проводились в основном по программе начальной народной школы. Значительное внимание уделялось физической культуре (гимнастика, военный строй, городки, коньки...). Был организован патронат – судьбы воспитанников по выходе из приюта отслеживались: их либо отправляли на родину, либо устраивали в частные мастерские (нередко с выдачей хозяину залога на три года), либо оставляли для работы в приюте. Случаев рецидива, то есть возвращения в преступный мир, фиксировалось немного – всего 8-10%.

Изделия рукавишниковых мастерских неоднократно завоевывали призовые места на различных выставках. Так, в 1885 году на Всероссийской ремесленной выставке в Москве они удостоились Большой золотой медали.

В 1885 году на Всемирном тюремном конгрессе в Риме, где собрались представители всех европейских благотворительных учреждений, которые занимались социальной адаптацией заключенных, присутствовал и Константин. По окончании парадного обеда его пригласили осмотреть галерею «Знаменитых людей XIX века». Переступив порог величественного зала, он с изумлением увидел мраморный бюст старшего брата с трогательной надписью – «Первый гуманист мира» — так мировая юридическая элита выразила уважение российскому гуманисту-подвижнику – Николаю Васильевичу Рукавишникову.

Рукавишниковский приют просуществовал до 1920 года. Все это время в его работе неукоснительно соблюдались принципы, заложенные Н. В. Рукавишниковым.

Деятельность Рукавишниковского приюта, архитектурный облик здания отражены в справочных изданиях:

Рукавишниковский приют // Москва : энциклопедия / составители М. И. Андреев, В. М. Карев. – Москва : Большая российская энциклопедия, 1997. – С. 703.

Смоленский бульвар // Вострышев М. И. Вся Москва от А до Я : энциклопедия / М. И. Вострышев, С. Ю. Шокарев. – Москва : Алгоритм, 2011. – С. 781.

В Национальной библиотеке имени С. Г. Чавайна находится книга из Рукавишниковского приюта:

Монро, П. История педагогики / П. Монро ; перевод с английского М. В. Райх ; под рекакцией Н. Д. Виноградова. – Москва : Мир, 1913. – Ч. 1 : Древность и средние века. – 329 с.

На титульном листе книги расположен овальный экслибрис: «Библиотека / Московского городского / Рукавишников. приют».

Обратим внимание на автора книги:

Монро Пол (1869-1947), американский педагог, редактор и автор статей по истории педагогики в 5-томной американской «Энциклопедии педагогики».

Гришина, Е. А. Монро Пол / Е. А. Гришина // Большая российская энциклопедия. – Москва : Большая российская энциклопедия, 2013. – Т. 21. – С. 51.

Материал подготовлен Л. Р. Мансуровой, главным библиографом информационно-библиографического отдела.

Русский