ПРОМЕТЕЙ В МУЗЫКЕ. К 250-летию со дня рождения Людвига ван Бетховена (16.12.1770-26.03.1827)

16.12.2020 | 1071 просмотра(ов)

Тем, кем являюсь я, я обязан самому себе.

Князей существует и будет существовать

тысячи. Бетховен же только один.

Людвиг ван Бетховен

Каждый открывает Бетховена по-своему. В детской песенке «Сурок» или в «Апассионате». В скрипичном концерте или в сонате, услышав которую Л. Н Толстой изменил первоначальный замысел повести, а потом так и назвал её «Крейцерова соната». И всё же чаще Бетховена открывают в его симфониях – Третьей, Пятой, Девятой – величайших симфониях, которые не стали голосом одного человека, но всего человечества.

Судьба никогда не была к нему благосклонна. На всю жизнь остались в его памяти безрадостные картины детства. Мать рано умерла. А отец, придворный тенорист Иоганн ван Бетховен, хотел сделать из сына новое «чудо», «второго Моцарта», заставляя маленького Людвига по ночам играть на клавесине для своих пьяных друзей. Это называлось – урок музыки. Другой ребёнок возненавидел бы музыку. Но непреодолимое к ней влечение помогли мальчику перенести жестокое обращение и не отпугнули навсегда от искусства.  Благодаря своему таланту Людвиг овладел игрой не только на клавесине, но и скрипке, альте, органе. Первое публичное выступление состоялось, когда Людвигу исполнилось 8 лет. В возрасте 11 лет он даже руководил оркестром театра курфюрста, когда отсутствовал его учитель придворный музыкант Нефе.

Семнадцатилетним юношей Бетховен отправился в Вену, где ему посчастливилось повстречаться с Моцартом и заслужить похвалу великого маэстро: «Обратите внимание на этого человека, когда-нибудь он заставит говорить о себе». Слова эти оказались пророческими. Вначале в Вене Бетховен завоевал себе репутацию самого удивительного пианиста. Его так обуревали страсти, и он так сокрушительно ударял по клавишам, что иногда рвались струны. А вскоре пришло признание Бетховена-композитора. За 7 лет он написал множество фортепианных сонат, вариаций, концертов и пробует свои силы в одном из самых сложных и крупных жанров – симфонии. Творил Бетховен не для денег и не для славы: «Нужно дать выход тому, что у меня накопилось на сердце – вот почему я пишу!»

Среди первых сонат Бетховена особую популярность завоевала Восьмая, вошедшая в историю музыки под названием «Лунной». Она была посвящена графине Джульетте Гвичарди, в которую Людвиг был влюблён. Казалось, она отвечала ему взаимностью, но прекрасной идиллии не удалось осуществиться в реальности. У Бетховена никогда не будет жены, детей, не будет семьи. Но произойдёт ещё одна трагедия: в 28 лет он начинает постепенно терять слух. Его раздражали участливые, напряжённые лица друзей, в которых читалось: «Как с ним говорить?» Когда он потеряет слух окончательно, все свои мысли будет поверять тетрадям. Бетховен продолжал борьбу в одиночку, и по мере этого менялась его музыка. Произошло так, как будто глухота открыла для него доступ к новому музыкальному языку. Хорошему музыканту не обязательно слышать звуки, чтобы сочинять музыку, потому что он может вообразить их, глядя на ноты. Бетховен пишет симфонию №3 («Буонапарте»), посвятив её своему кумиру Наполеону. Но когда пришла весть о том, что Наполеон изменил делу революции и стал императором, Бетховен пришёл в ярость. Он дал новое название симфонии -«Героическая», а на титульном листе стёр ненавистное имя столь яростно, что на этом месте осталась дыра. В его музыке ощущается сокрушительное движение, грозное, неотвратимое, мощное, как если бы ураган обрёл сознание и волю миллионов. В «разговорных тетрадях» отразились его политические мнения, необузданные нападки на высшую власть. Бетховен избежал тюрьмы, потому что полиции был отдан приказ «относиться к его речам, как к сумасбродной болтовне».

7 мая 1824 г. впервые была исполнена 9-я симфония. Композитор стоял у дирижёрского пульта и размахивал руками. Он был глух, и потому дирижировал другой капельмейстер, который находился в двух шагах от Бетховена. Суровый драматизм, непреклонное мужество, напряжённое противостояние сил и, наконец, финальное торжество света и радости. Одой «К Радости» великого немецкого поэта Ф. Шиллера закончил композитор свою 9-ю симфонию, которая явилась своего рода итогом творчества Бетховена. Впервые вместе с оркестром выступили в симфонии хор и солисты. «Обнимитесь, миллионы!» - вот оно будущее, в братском объятии всех людей на земле, стремящихся к миру, свободе, счастью! Когда закончилось исполнение симфонии, публика приветствовала композитора пятикратными овациями. Тем самым был нарушен церемониал: даже императора полагалось приветствовать троекратно. Ничего этого не слышал Бетховен. Он стоял спиной к залу, у дирижёрского пульта, и тогда певица Каролина Унгер взяла его за руки и повернула лицом к залу.

Уже будучи тяжело больным Бетховен мечтал: «Я хочу ещё немного написать. Я хотел бы теперь сочинить 10-ю симфонию, Реквием и музыку к «Фаусту». Но уже не судьба, а смерть стучится в дверь – под небесные литавры весенней грозы умирает бренное тело, и титан уходит в бессмертие.

       В тот самый день, когда твои созвучья

       Преодолели сложный мир труда,

       Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,

       Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.

       И яростным охвачен вдохновеньем,

       В оркестрах гроз и трепете громов,

       Поднялся ты по облачным ступеням

       И прикоснулся к музыке миров.

                              …

       И сквозь покой пространства мирового

       До самых звёзд прошёл девятый вал…

       Откройся, мысль! Стань музыкою слово.

       Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

                                    Николай Заболоцкий  «Бетховен» (1946)

 

Информация подготовлена заведующей отделом по искусству И. Н. Овчинниковой

Русский