ПРАЗДНИКИ НАРОДА МАРИ. У пучымыш (Праздник новой каши)

27.10.2021 | 2330 просмотра(ов)

В прошлом У пучымыш входил в разряд праздников древних марийцев (тошто марий пайрем), установленных для поминок умерших родственников. Этот обычай соблюдался и язычниками, и православными. По представлениям марийцев, умершие предки являлись покровителями живых и участвовали во всех хозяйственных делах, помогали в уборке урожая. Поэтому их благодарили за богатый урожай, просили дальнейшего содействия в делах, угощали кашей и хлебом из нового зерна.

У пучымыш у мари проводился после завершения уборки урожая в октябре или ноябре. В одних местах он отмечался в субботу перед праздником Покрова, в других – в субботу перед праздником Казанской иконы Божией Матери (4 ноября) или в пятницу после него.

Праздник У пучымыш имел важное значение для сельских жителей народа мари, он подводил итоги осенних уборочных работ, ритуально узаконивал начало потребления хлеба из нового урожая. В празднике сочетались благодарственное моление, ритуальная трапеза, песни и пляски под аккомпанемент национальных инструментов – волынки и гуслей. В разных районах проживания марийцев его называли по-своему. Имелись некоторые отличия и в проведении праздника. У пучымыш (Новая каша) отмечали луговые марийцы, проживающие в Куженерском, Мари-Турекском, Моркинском, Новоторъяльском, Параньгинском, Сернурском, Советском районах; Немыр (Каша) – в Горномарийском районе; Кышал (Кисель) – в Медведевском, Оршанском районах Республики Марий Эл и Пижанском районе Кировской области.

Во время праздника молились богу изобилия (Кинде Перке Юмо), который, по представлениям верующих, заведовал хозяйственными, семейными и личными делами крестьян. По обычаю ритуальную кашу из овса варили в огромном котле на случай прихода большого количества гостей. Пекли пироги, блины, пресные лепёшки (шергинде), новый хлеб, ватрушки, варили пиво и квас. На праздник собирались все участники молотьбы, приглашались родственники, соседи; главными гостями считались кумовья (кум-кумышка) и духовные родственники (юмын таҥ). Около гумна разводили костёр, в огонь бросали кашу, предназначенную для бога, чтобы «Тул водыж (дух огня) поднял вверх», читали молитву и угощали друг друга обрядовой кашей. Чем больше было гостей во время праздника, тем лучше должно было быть для хозяина. По поверью, за такую щедрость божества одаривали его изобилием в еде на целый год.

В день праздника У пучымыш и в последующие дни хозяева, выйдя в огород, трубили в ритуальную трубу, называемую «осенней», или «жатвенной» (шыжывуч, тӱретпуч), извещая о семейном торжестве. «Осенняя» труба считалась священной, так как, по поверью, имела отношение к богу хлебного изобилия. У пучымыш завершался поздно вечером. Гости, поблагодарив хозяев, разъезжались по домам.

 

У пучымыш пайремым эреак кугарнян, кечывал деч вара, тӱҥалыныт. Тиде жаплан ӱжмӧ уна-влак толыныт, суртозавате ӱстембаке пайрем кочкышым поген, тушто шӱльӧ шӱраш дене шолтымо пучымыш, шӱльӧ мелна, кумыж атыште шоҥан шере пура, у мӱй, шӧр-торык гыч ямдылыме кочкыш лийыныт. Чылан погынымек, еш гыч кугурак ийготан еҥ, юмоҥа ваштареш шогалын, шыште сортам чӱктен, молышт сукен шогалыныт. Чоклышо кугыза юмылан тауштен кумалын, кинде куштымаште, пасу пашаште тыгак эре йӧным ыштен шогаш, кинде перкем пуаш йодыныт.

Чоклен пытарымек, чыланат ӱстел коклаш шинчыныт. Эн ончыч чоклышо кугыза пучымышым кошталын, тудын почеш молыштат кочкаш тӱҥалыныт. Йоча-влакат кугыеҥ дене пырля шинченыт, коча-кован ожнысо йӱла шуктымым онченыт, тунемыныт, молгунамсе семын модын - куржталын огытыл. У пучымыш йӱла пеш тыматлын эртен, аракам йӱын-руштшо лийын огытыл, чыланат пурам гына подылыныт.

Тиде пайремыште кугу йӱкын мурен-куштен огытыл, кӱсле дене шыма семым луктыныт, лыжган муреныт.

Пычкемыш кас лиймеке, пайремым кошартеныт. Уна-влак, суртозалан тауштен нунылан сай тазалыкым, улан илышым тыланен, мӧҥгышкышт ошкылыныт. Тыге эртен У пучымыш пайрем.

 

Календарные праздники были важнейшими вехами в духовной жизни марийцев. Они вносили ритмичность и стройность в нелёгкий труд земледельца, являясь одним из важнейших организационных начал в жизни крестьянской общины. Календарная обрядность сохранила многие народные традиции, обрядовую поэзию и другие жанры устного народного творчества, которые были её неотъемлемой частью.

 

Литература:

 

1. Иванов, А. Г. История и культура народов Республики Марий Эл : информ.-просвет. сб. В 2 ч. Ч. 2 / А. Г. Иванов, С. К. Свечников. – Йошкар-Ола : Марийс. кн. изд-во, 2019. – 256 с.

2. Календарные праздники и обряды марийцев : сб. материалов / МарНИИ ; сост. О. А. Калинина. – Йошкар-Ола, 2003. – (Этнографическое наследие ; вып. 1). – С. 180-190.

3. Калиев, Ю. А. Мифы марийского народа / Ю. А. Калиев. – Йошкар-Ола : Марийс. кн. изд-во, 2019. – 447 с.

 

Материал подготовила сотрудник Центра чтения М. И. Мамаева

Русский