ПРАЗДНИКИ НАРОДА МАРИ. Сӱрем (Праздник летнего жертвоприношения)

11.07.2021 | 3886 просмотра(ов)

Сӱрем имеет важное религиозное значение для марийцев. Он является одним из главных и строгих праздников летнего календарного цикла и сопровождается крупным молением с жертвоприношением. Праздник распространён у луговых и восточных марийцев. В настоящее время отмечается в Моркинском, Советском, Волжском и других районах нашей республики.

В прошлом праздник длился целую неделю. Луговые мари отмечают его ближе к Петрову дню 12-14 июля. День для начала праздника назначается картами (марийскими жрецами) на сходке. Обычаи и обряды, связанные с праздником, с древнейших времён занимали значительное место в духовной жизни марийского народа, и преемственность этой аграрной традиции во многом определяла самобытность марийского язычества. Сӱрем проводится ежегодно, а у некоторых групп марийцев – раз в 3 года. Каждая деревня или район в течение года проводит несколько коллективных молений с жертвоприношениями в священной роще – Кӱсото. Большинство из них выполняют в летний и осенний период, в любой день, кроме воскресенья. Сӱрем проводится два дня: в первый день всеобщее общественное моление, во второй день – сам праздник, массовое гуляние.

Праздник Сӱрем состоит из сложных ритуальных церемоний. Община по своему усмотрению решает, какую жертву, т.е. скотину, приносить богам. Данное обещание жертвоприношения совершают женщины на мольбище за три недели до праздника. После чего начинается подготовительный этап: сбор денег для выкупа жертвенной скотины, подбор подходящего животного. Со своего же подворья выбирают животных и птиц для проведения молений в священной роще: это может быть жеребец, баран, бычок, гусь, утка. Намеченные для приношения в дар богам животные и птицы называются пурлык. Все дары принято оценивать как приношение Богу результатов своего труда. За каждую птицу или животное молятся, прося Бога принять дар, освящают огнём, окропляют святой водой с помощью еловых веток. Только после того, как животное встрепенётся от брызг воды, считается, что оно угодно Богу. Теперь это животное называют тӱҥ вольык.

Во время проведения молений жертвенных животных или птиц подвязывают к небольшому столбу. Такой столб в этот же день изготавливают из жердей, используя молодую поросль в священной роще. После совершения всех обрядностей столб сжигают. Освящение огнём проводят посредством небольшой головёшки, взятой из святого костра. Очищают всё, что принесли в дар и поставили на столешницу, а также животных и птиц, предназначенных в дар богам. Такую процедуру очищения огнём совершают на всех молениях. Также существует древняя традиция создания звуковых вибраций в воздухе для очищения пространства от всякого зла. В священной роще такой обряд очищения совершается постукиванием ножа по топору. Его совершает онаеҥ во время освящения рощи перед началом молений. Все члены семьи молятся с коленопреклонением.

После всеобщего приготовления карты произносят молитвы: «Великий Боже Сӱрем! Мы этим сереброшерстным животным молились при жизни, а теперь молимся, принеся горячую жертву, искренне приготовленную непочатую жертву принимай любезно! Ради семейств, ради скотины, ради хлебов, ради денег (богатств), ради пчёл, ради товару, ради здоровья, великое спасение, радостей умоляя просим!». Для открытия праздника карт приносит с собой восковую свечу и ставит её в честь Бога Сӱрем перед священным деревом – онапу.

В начале ХХ века на праздник Сӱрем съезжались на тарантасах, запряжённых парой лошадей «с колокольцами». Привозили с собой эгерче (овсяной хлеб), туара (сыр), салмамуно (яичницу в виде омлета), блины, пироги, квас, пиво и другие кушанья.

Кострище с костром – одно из святых мест в молельной роще – являются особым очищающим местом. Разведённые костры не гасились до конца моления. Оставшиеся поленья уносить и использовать для других целей не разрешается. Основной ритуальный котёл приобретается на средства от денежных вложений. В нём готовят освящённую пищу: сӱвӧ лем и немырвот. За ним закрепляется конкретный человек, который в ответе за его сохранность и чистоту. Один из старейших контролирует ситуацию у главного ритуального котла в роще. Для установки котла над кострищем применяют железные цепи и столбы.

Когда мясо в котлах проварится, его вынимают и начинают делать выборку – наледымаш. Это доверяют делать только опытному мужчине учо – помощнику онаеҥа. Нельзя пропустить ни одной частицы, т. к. сӱвӧ должен содержать целостное восприятие о принесённых в дар богам животных и птицах. Наши предки считали, что таким образом мы обновляем Божественную природу. Пришедшие на моление в рощу приносят с собой крупу для ритуальной каши немырвот. После приготовления ритуального бульона, в отдельном котле варят кашу и помешивают большой деревянной ложкой. Брать пробу пищи на готовность и на количество соли нельзя. Всё это можно делать только после моления.

Все обрядовые действия в священной роще совершаются мужчинами. Именно они готовят ритуальный суп на бульоне от проваренного мяса домашних животных и птиц. Для бульона используется только свежая родниковая вода. Из подготовленной крупы и крови животных и птиц готовят лепёшки, формуя их с мукой. Затем опускают в бульон и варят до готовности, а после моления вкушают вместе с бульоном. Онаеҥ молитвами просит Дух Огня донести их до Ош Кугу Юмо, чтобы боги дали членам общины мир и спокойствие, здоровье и семейное счастье, удачу и благополучие, а также плодовитость скотины. («Тыныслыкым, тазалыкым, кинде перкем, еш перкем вольык перкем пуыза…»). С молитвою обращаются к Всевышнему: с каким мы старанием благодарим тебя, так же ты осчастливи нас («Кумыл дене товыло (нал) кугу тичмаш киндым, кугу ший сортам, кугу ший подым товыло, ме кузе тылат рӱзалтен щыжыктенна, тыят тугак мыланна ме йодмынам рӱзалтен шавалте ынде»).

При этом следует заметить, что моление и праздник проходят в строгом соответствии с традициями народа, языческого вероисповедания: за день до совершения ритуала все участники должны обязательно помыться в бане, одеться во всё чистое и белое. Ни в коем случае нельзя являться в священную рощу выпившим или пьяным, запрещается курить, устраивать резкие шумы.

Перед коллективным молением или после него (в разных местах по-разному) устраивали изгнания нечистых сил. Парни, верхом на лошадях, с криком, шумом скакали вокруг священной рощи, по полю и по деревне, хлестали кнутом строения домов, стены заборов, трубили в трубу сӱрем пуч. Обойдя всё селение, собирались в одном доме, где угощались топлёными сливками (шӧрвал) с лепёшкой (кӱжгинде). После этого совершался обряд уничтожения трубы. Её ломали, кидали в условленное место или оставляли в лесу на ветке.

После ритуала жертвоприношения начинается всеобщий праздник, который отмечается на природе в специально назначенном месте. Заранее приготовленное кушанье и пиво приносят с собою на лужайку. Присев на колени лицом к солнцу, каждый участник праздника молится, после чего начинается взаимоугощение и скачки парней на лошадях. А вечером в деревне продолжается массовое гуляние с весёлыми песнями и танцами, детскими и молодёжными играми и развлечениями. Во время игр девушки и парни знакомятся с молодыми людьми, прибывшими из соседних деревень. После такого знакомства девушка могла выйти замуж за полюбившегося ей парня.

Сӱрем завершает летний праздничный календарь марийцев. В Республике Марий Эл насчитывается более 500 священных рощ (Кӱсото), за состоянием которых бережно следят, запрещают использовать их в хозяйственных целях. Мы не должны забывать – эти рощи являются не только историческими и ландшафтными памятниками, но и надёжными защитниками и опорой жителей нашего марийского края.

 

При подготовке материала использованы исторические источники из фонда Центра чтения:

  • Юадаров К. Г. Вера предков : язычество / Климентий Юадаров. – Йошкар-Ола : Газета «Марий Эл», 2007. – 51 с.
  • Мамаев В. М. Марий юмын йӱла да пайрем-влак / В. М. Мамаев. – Йошкар-Ола, 2014. – 64 с., ил.
  • Попов, Н.С. Юмын йӱла = [Основы традиционной марийской религии] / Н. С. Попов, А. И. Таныгин ; Марий Эл Респ. тӱвыра да кол. кокласе кыл шотышто м-во ; Респ. усталык рӱдер. – Йошкар-Ола, 2003. – 271 с. : цв. ил.

 

Материал подготовила сотрудник отдела центра чтения М. И. Мамаева

Русский