Праздник Кугече – Кугу Кече (буквально Великий День) – является одним из значимых и больших праздников весеннего календарного цикла народа мари. Древний языческий праздник связан с культом предков, который сопровождался семейно-родовыми и общинными молениями, с почитанием оживающей природы и семьи.
Для Кугече характерно слияние христианских и языческих традиций. Будучи в основной своей массе приверженцами древней религии, марийцы выполняли языческие обряды, и в то же время соблюдали христианские.
Сейчас большинство марийцев отмечают Кугече одновременно с православной Пасхой – в воскресенье. Но языческая традиция приурочивает этот день к пятнице. В разных районах нашей республики Кугече празднуется по-разному: в Медведевском, Оршанском, Козьмодемьянском районах придерживаются христианских обрядов, а в Куженерском, Новоторъяльском, Параньгинском, Сернурском, Мари-Турекском районах соблюдают языческие обряды.
Праздник Кугече в народном календаре мари – это целая пасхальная неделя, причём каждый день имеет особенное значение: считается великим (Кугу) и имеет своё название. Эти дни насыщены многочисленными обрядами, запретами, поверьями.
Главным в языческом празднике считается обряд поминовения предков. Поэтому большое место в нём занимали поминальные обряды с ритуальным угощением усопших. Марийцы, считая, что существует тесная связь между живыми и мёртвыми, чётко выполняли все обряды, магические действия, связанные с ним, надеясь на их доброе расположение и помощь.
К празднику начинали готовиться заранее: наводили чистоту и порядок в доме и на дворе, варили пиво. Причём, надо было успеть до среды пасхальной недели – запретного дня, дня тишины.
В Вербное воскресение (кичке пайрем) проводился обряд изгнания нечистых сил. Жители с помощью рябиновых ветвей хлестали ворота, хозяйственные постройки, стены домов и всё, что находится в доме. Рябина у многих финно-угорских народов считается оберегом от зла.
В дни пасхальной недели совершались уже другие обряды.
- В понедельник – Кугу шочмо, Вӱд кече – ходили к воде, к роднику, к колодцу, проводили обряд омовения водой – умывались чистой водой, просили у Вӱд ава здоровья, силы, оберега.
- Во вторник – Кугу кушкыжмо, пел кон кече (половина щёлокова дня) – предохранялись от проникновения злых сил – запирали на засовы двери, ворота, над дверями вешали ветки рябины. Мылись в бане, приглашая на праздник умерших родственников; готовили ритуальные блюда для поминовения в предстоящий четверг.
- Среда – Кугу вӱргече, кон кече (день щёлока (золы), день древних марийцев) – являлся днём запретов. В этот день, по поверью, домой приходили души умерших. Старались вставать рано утром, иначе покойники могли накидать в глаза спящим золы (щёлок). До обеда не разводили огонь, не топили печь, не ели, не кормили скотину. Нельзя было ссориться и громко разговаривать, расчесывать волосы и подметать пол. Так же до обеда не заходили к соседям. Строго соблюдая запреты, марийцы верили, что оградят себя, свою семью и домашний скот от злых сил и обеспечат им здоровье и благополучие.
Для защиты дома приносили из леса ветви чертополоха, шиповника, можжевельника. Затем окуривали можжевельником членов семьи и приусадебный участок. Чтобы обеспечить достаток и благополучие считали деньги. Начинали красить яйца.
- Четверг – Кугу изарня, Сорта кече (день свечи) – это главный день марийской пасхи, поминальный день. Собравшись со своим родом (тукым), поминали умерших родственников, символически угощали обрядовой едой.
Православные мари общеродовые поминки устраивали на Радуницу (Радинча).
- Пятница – Кугу кугарня, Кугече кече, Ташлама кече, Кугу кон кече (большой щёлоков день). Язычники отмечают Кугече (Пасху). До восхода солнца нужно успеть вымыться в бане, надеть не только всё белое и чистое, но и непременно что-нибудь новое, и встретить восход солнца. По приметам, если солнце на восходе яркое, то и в жизни людей весь год не будет осложнений.
Около полудня, когда были готовы ритуалъные блюда, проводили подворные моления. После молений желали друг другу счастья, добра и веселились до позднего вечера.
Молодёжь устраивала на улице разные игры, пели и танцевали, качалась на качелях (лӱҥгалтыш), которые специально устанавливались к празднику почти в каждом дворе. Причём качались только взрослые: молодёжь, семейные пары и даже пожилые люди.
Традиция катания на качелях имеет особое значение. Она родилась в честь дочери бога Юмын Ӱдыр. По преданию, дочь бога спустилась на качелях на землю, чтобы пасти бесконечные стада. На земле она влюбилась в лесного парня. Чтобы не возвращаться домой, девушка отпустила шелковую нить качелей в небеса. Влюблённые считаются прародителями марийского народа.
Праздник заканчивался совершением обряда Ташлама йумаш (пир с угощением из ритуального ковша ташлама). В качестве ритуального напитка использовалось пиво. Женщин угощали пивом из «ковша деторождения». Перед угощением произносили благопожелание: «Выпьешь пиво из ковша – будешь иметь ребёнка». Особенное внимание уделялось молодушкам. В этот день танцевали парный танец (ташлама куштымаш), который супружеским парам запрещалось танцевать вместе. В танце отчетливо прослеживается культ плодородия и деторождения.
«Кугече монча» – крещенные марийцы мылись в бане.
- В субботу – Юмын аяр кон кече (Божий злой (страстной) щёлоков день) – не работали, готовили ритуальные блюда, возносили молитвы богам с просьбами о добром урожае, богатом приплоде скота, денежной прибыли, благоприятной погоде.
Луговые марийцы считали, что в ночь с субботы на воскресенье к людям с небес спускается Кугече юмо (божество Пасхи, Великого Дня).
- Воскресенье – Кугече (Пасха) крещённых мари.
- Понедельник – Юмын каныме кече (День отдыха Бога), Кугече ужатыме кече (Проводы Великого дня). Ташлама кече. Считалось, в этот день Бог поднимается в небо. В проводах принимала участие молодёжь. Она с песнями шла на луга, на горку, веселилась до вечера.
- Отдельные группы марийцев продолжали отмечать дальше, называя эту неделю «малой Пасхой» (изи Кугече).
На праздник Кугече мари всегда пекли блины, пироги с мясом, пироги с крупой (шӱраш когыльо), варили подкогольо из творога, сырцы, творожники. Обязательно готовили квас и пиво, варили бульон из мяса птицы.
Особое значение в пасхальной обрядности народа мари придаётся крашеным яйцам. Первоначально яйца не красили. Однако сейчас стали следовать христианской традиции, причём красят яйца обязательно в луковой шелухе, отчего они получаются насыщенного коричневого цвета. Яйцами обмениваются друг с другом, желая благополучной жизни и доброго здоровья. Молодые люди с вершины горки пускали крашеные яйца, выигравшие забирали все сбитые. Считалось, что тот, кто набирал больше яиц – самый счастливый.
Все виды жизнедеятельности народа мари были охвачены системой разнообразных обрядов и праздников. Проникая в народный быт, они передавались от одного поколения к другому. Впечатление от праздника долго хранятся в душе человека, являясь для него источником душевных сил.
При подготовке материала использованы литература и источники:
- Калинина О. А. Марийские праздники = Марий пайрем-влак : справочник / О. А. Калинина. – Йошкар-Ола : Стринг. – 2006.-52 с.
- Тойдыбекова Л. С. Марийская мифология : этнографический справочник / Л. С. Тойдыбекова. – Йошкар-Ола: МПИК, 2007. – 312 с.
- Петухова Г. Календарно-обрядовый праздник Кугече : методические рекомендации по проведению // Арслан : этнокультурный журнал : [сайт]. – URL: http://mari-arslan.ru/ru/node/1556 (дата обращения: 22.04.2021)
Материал подготовила сотрудник отдела центра чтения М. И. Мамаева
- 9668 просмотров