Древний земледельческий праздник Агавайрем посвящён божествам плодородия, земли и силам природы, имеет важное религиозное значение для народа мари. Он полностью связан с проведением весенне-полевых работ и представляет собой комплекс обрядов, пронизанных аграрной тематикой. Этим праздником завершается весенний цикл праздничной обрядности марийцев.
Праздник не имеет точно установленной календарной даты проведения: его отмечают перед весенним севом, но большей частью после него. Время и день его проведения заранее выбирается картами (марийскими жрецами), при этом желательно – на новолуние. А в Республике Марий Эл праздник может проводиться в период с 11 мая по 26 июня. Например: в деревне Олоры Параньгинского района Агавайрем в этом году будут праздновать 15 июня.
В день праздника всем семейством выходят на моление в священную рощу Агавайрема (Агавайрем ото) или открытое поле (яра пасу).
Празднику предшествует подготовительный этап. К нему тщательно готовятся: производят уборку дома, двора, улицы; заранее запасаются продуктами для приготовления ритуальных блюд. Обращаются к Богу с молитвами о благополучном исходе всех обрядов. Топят баню, моются, надевают чистую белую одежду. Затопив в доме печь, готовят специальные хлеба, угощения. На открытом огне стряпают блины, в печи готовят туара, салмамуно, ватрушки, пироги. Отваривают яйца, готовят квас, медовый напиток и пиво. Специально катают вручную с молитвами восковую свечу. Все приготовленные угощения, свечи размещают в корзине. Необходимо донести их до места назначения в целости, т. к. поломанные в пути хлеб или свечу считают непригодными для молений.
Моление в святой роще – это радость, праздник души. Женщины надевают марийскую национальную одежду: платья, кафтаны, передники, голову покрывают платком. Посещение молений в брюках нежелательно. Мужчины в белых кафтанах подпоясаны красными кушаками.
Около полудня выходят в поле или в рощу к назначенному месту. Ритуальная еда ставится на пихтовые ветки. Разводят костёр, рядом ставят ковшик с пивом, куда бросают кусочки от всей выпечки в дар богам. Молятся, чтобы всходы зерновых радовали, чтобы дожди были тёплые, ветер ласковым, а урожай богатым; чтобы хватило сил и здоровья собрать выращенный урожай. Бог Агавайрем объединяет воедино силы солнца, луны, звёзд, ветра, дождя, воды и облаков.
Ранее – ещё в начале ХХ века – главный карт распределял среди женатых мужчин, кому и какому богу надлежит молиться. Карт произносил молитвы, а помощники выполняли его поручения. Во время чтения молитвы первым делом обращались к богу «Агавайрем юмо» (Богу праздника пашни), затем последовательно к «Тӱня юмо» (Богу света), «Кече ава» (Матери солнца), «Кӱдырчо юмо» (Богу грома), «Волгенче юмо» (Богу молнии), «Мланде ава» (Матери земли). Обращались также к Миколо Юмо – Николаю Чудотворцу, Христос Юмо – Иисусу Христу.
После моления пиво выливалось в огонь.
Для проведения культовой трапезы непосредственно в поле или в роще устанавливают шилык – лавки из деревянных досок. На них должны сидеть уважаемые всей общиной старцы.
Ритуальную пищу первыми пробуют карты. После этого все участники торжества угощают друг друга с пожеланиями хорошего урожая.
Здесь же карт – руководитель моления – благословляет молодушек на благополучную семейную жизнь. Он дарит им яйцо с наилучшими пожеланиями, а они, в свою очередь, дарят карту полотенце. В ответ карт благословляет молодых и на их правое плечо кладёт полотенце.
После окончания моления Агавайрем во многих местах принято проводить игры. Дарят с наилучшими пожеланиями друг другу яйца; затем соревнуются, кто кинет яйцо дальше, или катают их по жёлобу – чьё крепче. Все, от мала до велика, качаются на качелях, чтобы тело было лёгким. Прыгают друг за дружкой через костёр, а пожилым помогают перейти через огонь молодые. И просят у Духа Огня очищения, освобождения от болезней и тяжести тела. Каждый проходит босиком по три круга вокруг кострища по ходу движения солнца, чтобы крепче была связь с Духом Земли. Также три круга пробегают (те, кто помоложе) или проходят (те, кто постарше) вокруг самой рощи Агавайрем, чтобы до следующего моления доставало силы жить и работать.
Выйдя из рощи Агавайрем, все встают на колени перед самой рощей и произносят слова благодарности Агавайрем Юмо, святому месту с надеждой, что бог услышал молитвы и принял их.
Закончив ритуал благодарения, старшее поколение направляется домой, а молодые мужчины и парни устраивают соревнование на ловкость и быстрый бег. Первый, кто добежит быстрее всех до ворот деревни, получает полотенце и десять яиц. Прибежавшие вторым, третьим, четвёртым и пятым также получают награды.
Агавайрем праздновали в течение двух-трёх дней. В первый день проводили большие моления в священной роще (ото), во второй – отмечали «ташлама»: ходили из дома в дом с картом, который читал молитвы, а в третий – все веселились, качались на качелях, пели, плясали, играли в разные игры.
Умели наши предки настраиваться на тонкие струны сил природы. Это мастерство передавали из поколения в поколение, от отца к сыну, укрепляя свой род, свою семью. Именно такое отношение к окружающему миру даёт нам силу и радость жизни.
При подготовке материала использована литература:
- Степанова, И. Кӱсото. Святая роща : иллюстрированное издание / Ираида Степанова. – Йошкар-Ола, 2012. – 196 с.
- Шкалина, Г. Е. Традиционная культура народа мари / Г. Е. Шкалина. – Йошкар-Ола, 2003. – 208 с.
- Смирнов, И. Н. Черемисы : историко-этнографический очерк / И. Н. Смирнов. – Йошкар-Ола, 2014. – 304 с.
Материал подготовила сотрудник Центра чтения М. И. Мамаева
- 4715 просмотров