Последний герой русского рока. К 60-летию Виктора Цоя

21.06.2022 | 732 просмотра(ов)

«Я не считаю себя борцом. Я пою песни…».

Виктор Цой.

Трудно в наше время найти человека, не знающего или никогда не слышавшего о Викторе Цое. Кто-то помнит его как рок-певца, солиста группы «Кино», кто-то считает его величайшим музыкантом всех времен и народов, знает наизусть все песни и исписывает стены лозунгами в его честь. А кто-то ненавидит Цоя за те самые, исписанные, стены и ночные концерты юных поклонников. Виктора Цоя любят, ненавидят, обожают, главное - его помнят. Помнят и продолжают слушать через столько лет после гибели. В этом заключается своего рода феномен Виктора Цоя: это не просто имя, не просто человек - это легенда, образ всего русского рока.

21 июня лидеру легендарной группы «Кино» Виктору Цою исполнилось бы 60 лет.

А началось всё осенью 1981-го, когда на обломках давно забытых команд «Пилигрим», «Абзац» и «Палата номер 6» возникло трио «Гарин и гиперболоиды». Пару месяцев спустя состав его сократился до дуэта, а название преобразовалось в «Кино», - в ту пору за ним скрывались Виктор Цой и Алексей Рыбин. Они вступили в Ленинградский рок-клуб, весной следующего года дебютировали на его сцене при деятельном участии музыкантов «Аквариума» и «Зоопарка», записали альбом, по суммарному времени звучания получивший название «Сорок пять», пару раз выезжали в Москву и исчезли на целый год. Затем выступили еще пару раз - впятером - после чего неожиданно распались. И всё же в мае 1984 г. «Кино» появилось вновь. Виктор Цой (гитара, вокал), Юрий Каспарян (гитара), Александр Титов (бас) и Георгий «Густав» Гурьянов (ударные) за пару месяцев отрепетировали новую программу и «тёмной лошадкой» вышли на сцену XI Ленинградского рок-фестиваля, где произвели настоящую сенсацию, став одним из главных открытий этого смотра творческих сил рок-движения. Звание лауреатов рок-клуба группа «Кино» подтверждала еще дважды - в 1985 и 1987 гг. Осенью 1984 г. Титова сменил Игорь Тихомиров - по совместительству бас - гитарист «Джунглей» и «Поп-механики». С тех пор состав «Кино» оставался неизменным.

Песни «Кино» подкупали слушателей своей искренностью. «Нам за честность могут простить практически всё, и, скажем, недостаточно профессиональную игру, и даже недостаточно профессиональные стихи. Этому есть масса примеров. Но когда пропадает честность — уже ничего не прощают», — говорил Виктор Цой в интервью в 1987 году.
После успеха альбома «Группа крови» и выхода на экраны страны фильма    С. Соловьева «Асса», в котором короткое появление «Кино» стало едва ли не наиболее значительным моментом всей картины, группа как бы обретает второе дыхание. Возобновляется концертная деятельность, проходят успешные гастроли как по стране, так и за рубежом.

Помимо «Ассы» группа «Кино» снималась также в картине А. Учителя «Рок», «Городе» А. Бурцева, а Виктор Цой успешно сыграл главную роль в своеобразном фильме Р. Нугманова «Игла».

В 1989 г. пластинка группы была выпущена во Франции.

15 августа 1990 г. Виктор Цой погиб в автокатастрофе.

В январе 1991 г. фирма «Мелодия» выпустила посмертный («Чёрный») альбом «Кино», доработанный в студии музыкантами группы на основе черновых записей, сделанных В. Цоем за несколько дней до смерти.

«Золотая эпоха» русского рока прошла, но благодаря таким личностям как Виктор Цой, образ которого был мифологизирован еще при жизни, русский рок продолжает существовать, потому что смыслы, которые он несёт, вечны.

В фонотеке Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна находятся 5 альбомов группы «Кино»: «Это не любовь» (1985), «Ночь» (1986), «Группа крови» (1988), «Последний герой» (1989), «Кино» (1991), а также пластинка с саундтреком фильма «Асса» (1987).

 

Информация подготовлена главным библиотекарем отдела литературы по искусству Л.В. Рыбаковой.

Русский