Поединок чести

06.06.2024 | 169 просмотра(ов)

Одной из самых ярких примет дворянской эпохи была дуэль. Любое оскорбление не должно остаться безнаказанным, оно смывается кровью – таков был один из основных дворянских принципов. В России дуэль обрела собственные черты, оказала значительное влияние на образ мысли высшего сословия, стала явлением светской жизни и культуры.

Истоки дуэли теряются в глубине Тёмных веков. Эпоха Итальянских войн, длившаяся более полувека, ознаменовала расцвет европейской дуэли. Вскоре мода на поединки проникла во Францию, Испанию, Германию. Распространение дуэлей во Франции XVI-XVII вв. достигло такого размаха, что ежегодно погибали десятки и сотни дворян, включая самых родовитых аристократов. В правление Генриха IV кровавые цифры достигли 2000 убитых на дуэлях в 1606 году, и 4000 – в 1607 году.

Несмотря на бесконечные королевские запреты, «дуэльная лихорадка» продолжалась во Франции до середины XVIII столетия. Только глобальная смена общественных взглядов привела к падению популярности дуэлей в дворянской среде.

В XIX веке особый вид дуэли – мензурное фехтование – широко распространился среди студентов германских университетов. Мензурное фехтование не преследовало никаких целей, кроме тренировки силы воли и хладнокровия, умения терпеть боль. Одним из самых известных в студенчестве дуэлянтов стал знаменитый «железный канцлер» Отто фон Бисмарк.

Главной целью дуэли являлось устранение недоразумения между дворянами без посторонней помощи, отмщение за нанесённое оскорбление с помощью оружия. Важнейший принцип дуэльных правил предполагал, что оскорбление может нанести только равный равному.

Существовало три степени оскорбления: первая не затрагивала честь, лишь самолюбие, вторая была направлена против чести, третья определялась оскорблением действием. Чем выше была степень нанесённого оскорбления, тем больше прав получал оскорблённый – от выбора оружия и дистанции стрельбы при дуэли на пистолетах до места и условий поединка.

Технические вопросы решались секундантами. От вызова на дуэль до поединка должно было пройти не более 24 часов. Первоначально в дуэлях преобладало холодное оружие – шпаги, сабли, рапиры. Со временем, чтобы уравнять шансы сторон, гораздо чаще стали использовать пистолеты.

Дуэль считалась состоявшейся после выполнения предварительных условий – от простого обмена выстрелами между участниками вплоть до тяжёлого ранения или гибели кого-то из дуэлянтов.

Первые дуэли в России зафиксированы ещё в XVII веке – правда, участвовали в них иностранные офицеры на русской службе, жившие в московской Немецкой слободе.

Только в конце XVIII столетия дуэли обрели некий формализованный статус, несмотря на жестокие наказания за них, введённые сначала Петром I ещё до распространения дуэлей в дворянской среде, затем Екатериной II, издавшей «Манифест о поединках».

Западные авторы отмечали жестокость русских дуэлей и называли их «узаконенным убийством». В Европе стрелялись на расстоянии примерно 25-35 шагов, в России – на 15-20. В Европе обычно обоюдный промах завершал дуэль, а честь противников считалась восстановленной. В России часто принимались условия «до решительного результата» – то есть до смерти.

Существовал дуэльный кодекс Российской империи, согласно которому дуэльные пистолеты специально покупались новыми и никогда не пристреливались. Это делало даже опытного стрелка равным тому, кто первый раз держит пистолет в руках.

Царствование Александра I стало по-настоящему золотым веком русской дуэли. Поединки аристократов захлестнули обе столицы и действующую армию. Безусловно, можно говорить о моде на дуэли. «Рубились за безделицу, потом мирились и не помнили ссоры», – писал известный литератор Ф. В. Булгарин о том времени.

Страсть к риску, испытанию характера, гипертрофированные представления о чести породили бретёров, вызывавших на дуэль по ничтожному поводу. Романтизм, подражание романтическим литературным героям, подобным Онегину и Печорину, ещё выше подняли престиж дуэли.

У русского поэта Александра Сергеевича Пушкина было много дуэлей, порядка 30. К счастью, не все они состоялись. Но почему так много?

Природная живость Александра Сергеевича проявлялась в нём, принимая формы ребяческой шаловливости. Нередко живость Пушкина, переходя границы шалостей и шуток, становилась прямым озорством. Рассказывают, что однажды, сидя в театре, он стал аплодировать, хлопая по лысине своего соседа. В другой раз, в театре же, поссорившись с каким-то майором, он вызвал его на дуэль.

Добрый по натуре человек, Пушкин вдруг, без видимых причин, начинал проявлять назойливую задиристость. Были у полиции особые списки, в которые включались люди, не совсем удобные для общественного спокойствия. В списках этих было и имя Александра Пушкина.

Поэт был отменным стрелком, попадал с 20 шагов пуля в пулю. Но во время дуэлей он ни разу не пролил кровь противника и в своих многочисленных поединках не стрелял первым.

Поводы для дуэли у Пушкина были самые разные. Приведём некоторые из них.

Пушкин вызвал на дуэль Павла Ганнибала, родного дядю. Причина: Павел отбил у 17-летнего Пушкина даму на балу. Итог: Дуэль отменена. Ганнибал написал:

Хоть ты, Саша, среди бала

Вызвал Павла Ганнибала,

Но, ей-богу, Ганнибал

Не подгадит ссорой бал!

Пушкин вызвал на дуэль поэта Кондратия Рылеева. Причина: Рылеев пересказал в светском салоне шутку Толстого про Пушкина. Будто бы того высекли в тайной канцелярии. Итог: Дуэль не состоялась.

Пушкин вызвал на дуэль Модеста Корфа, служащего министерства юстиции. Причина: слуга Пушкина приставал пьяным к слуге Корфа, и тот его избил. Итог: Дуэль отменена.

Пушкин вызвал на дуэль майора Денисевича. Причина: Пушкин вызывающе вёл себя в театре, крича на артистов, и Денисевич сделал ему замечание. Итог: Дуэль отменена.

Пушкин вызвал на дуэль 65-летнего статского советника Ивана Ланова. Причина: ссора во время праздничного обеда. Ланов назвал поэта молокососом, а в ответ получил от Пушкина звание винососа и вызов на дуэль. Итог: Дуэль отменена, Пушкина посадили под арест.

Пушкин вызвал на дуэль Северина Потоцкого. Причина: дискуссия за обеденным столом о крепостном праве. Итог: Дуэль отменена.

Пушкина вызвал на дуэль штабс-капитан Рутковский. Причина: Пушкин не поверил, что бывает град весом в 3 фунта (а градины такого веса все-таки бывают) и высмеял отставного капитана. Итог: дуэль отменена.

Пушкин вызвал на дуэль кишинёвского богача Инглези. Причина: Пушкин домогался его жены, цыганки Людмилы Шекора. Итог: Дуэль отменена, Пушкин был посажен под арест.

Пушкина вызвал на дуэль прапорщик генерального штаба Александр Зубов. Причина: Пушкин уличил Зубова в шулерстве во время игры в карты. На дуэль Пушкин явился с фуражкой, полной черешни, и ел ягоды, пока соперник в него целился. Итог: Зубов стрелял в Пушкина (мимо), а сам Пушкин от выстрела отказался.

Поэт вызвал на дуэль Владимира Сологуба. Причина: нелестный отзыв Владимира о жене Пушкина – Наталье. Итог: Дуэль отменена.

Пушкин вызвал на дуэль Дантеса. Причина: анонимные письма  с намёком на связь Дантеса с Натали. Итог: Дуэль отменена, так как Дантес сделал предложение сестре Натали – Екатерине Гончаровой.

Пушкина вызвал на дуэль нидерландский посол Геккерн, но драться за себя послал приёмного сына – Жоржа Дантеса. Причина: письмо Пушкина, в котором он резко отозвался о Геккерне как об отце Дантеса, нелестно охарактеризовал его приёмного сына и «отказал им от дома». Дуэль с Дантесом состоялась 27 января на Чёрной речке. Итог: Пушкин был ранен, пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным. Дантес был ранен в правую руку (пуля отрикошетила от пуговицы на груди).

Трагическая гибель величайших русских поэтов – А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова – возвысила дуэль до уровня культурной мифологемы.

С воцарением Александра II изменилось лицо отечественной дуэли. Хотя дворяне крайне негативно относились к дуэлям разночинцев и считали поединки чести исключительно своей привилегией, всё чаще за оружие брались представители «низких сословий». Вызовы на поединки, часто заканчивавшиеся примирением или бескровной дуэлью, особенно распространились в журналистской среде. Хлёсткие фразы, злые эпиграммы, любые сплетни могли стать поводом для вызова на дуэль. Главный редактор газеты «Новое время» А. С. Суворин после вызова на дуэль отказался от поединка. Он мотивировал свой поступок заботой о свободе слова: «Пусть на полемику отвечают полемикой!»

За четыре века дуэльная мода унесла жизни многих выдающихся людей, пройдя путь от благородных дворянских поединков до дуэлей «для очистки совести», в которых сражающиеся даже не умели стрелять.

Лучшие представители русской интеллигенции и офицерства с их щепетильными понятиями о личной чести после революции оказались на чужбине. В среде русской эмиграции дуэль дожила до 1930-х годов, когда были популярны дуэли на винтовках Мосина – смертельный исход был неизбежен. Поединки чести прекратили своё существование вместе с другими атрибутами сословного общества.

Узнать больше об истории дуэлей помогут книги, представленные на выставке «Россия эпохи Пушкина». Книжная выставка экспонируется в отделе социально-экономической литературы (2 этаж, кабинет 214).

 

Материал подготовила заведующая отделом социально-экономической литературы С. П. Колчина

 

Русский