Первый поезд : к 90-летию со дня прибытия первого пассажирского поезда в Йошкар-Олу

17.10.2018 | 3377 просмотра(ов)

К началу XX века в России уже было построено 50 тысяч вёрст железных дорог, но все они проходили мимо Марийского края, между тем население края испытывало нужду в железной дороге, надо было вывозить на продажу в другие края главное богатство марийской земли – лес. Так по сплавным рекам можно было транспортировать древесину только один раз в году – во время весеннего паводка. Дорога нужна была также для вывоза хлеба, мяса, льнопродукции, привоза сельхозмашин и различных промышленных товаров, для перевозки пассажиров.

Сразу же после образования Марийской автономной области, в 1921 году правительство РСФСР откликнулось на ходатайство партийно-советских органов МАО о строительстве железной дороги на территории  области.

 Основным мотивом для сооружения дороги являлась необходимость вывозки горелой, усохшей древесины, оставшейся после лесных пожаров 1921 года. Из-за засухи и голода 1921 года начало строительства дороги задержалось. Строительство железной дороги от Зеленого Дола до Краснококшайска протяжённостью 104 км. осуществлялось в соответствии с тремя постановлениями Совета Труда и Обороны РСФСР от 1 октября 1921 г., 1 марта 1922 г. и 8 июня 1923 года. Первоначально строительство велось Акционерным марийско-чувашским обществом по разработке лесных гарей (Акмарчувлесом). 7 сентября 1924 г. из-за нехватки средств строительство было законсервировано. Это вызвало беспокойство партийных и советских органов МАО. Представители области поехали в Москву с настойчивой просьбой о возобновлении строительства дороги.  И лишь в августе 1925 г. сооружение дороги возобновилось. 18 сентября 1925 г. Совнарком РСФСР поручил строительство дороги Правлению Московско-Казанской железной дороги. В строительстве дороги активно участвовали трудящиеся Краснококшайска, многих сельских районов, рабочие и крестьяне русской, марийской, татарской и других национальностей. Большая помощь была получена из Казани. На всем участке от Зеленого Дола до Йошкар-Олы было построено три моста через реки Илеть (195 м.), Кундыш (101 м.) и Малая Кокшага, а также 26 малых мостов общей протяженностью 587 м., проложен рельсовый путь на 60 км., возвели станционные помещения общей площадью 1340 кв. м., выполнили 50 тысячи кубических сажен земляных работ. К концу октября 1927 году дорога подошла к деревне Корта. Накануне 10-летия Октябрьской революции 6 ноября с большой радостью трудящиеся г. Краснококшайска встретили первый поезд в деревне Корта. Горожане, прибыв в Корту, провели митинг, по окончании которого 500 краснококшайцев совершили  организованную поездку по железной дороге от Корты до станции Илеть и обратно.

Летом 1928 года возобновились строительные работы на последнем участке дороги Корта-Йошкар-Ола. Был построен мост через Малую Кокшагу, западнее деревни Пахомово на чистом поле – деревянное здание вокзала.

В ночь на 22 октября 1928 года первый пассажирский поезд прибыл в Йошкар-Олу. Строительство железной дороги протяженностью в 104 км. было завершено.  

Сооружение дороги обошлось в три миллиона рублей. Эта сумма превышала стоимость всех производственных фондов дореволюционной фабрично-заводской промышленности Марийского края. Сама Марийская область таких больших средств не имела. Трудящиеся МАО видели в строительстве дороги заботу  Советской власти. Железная дорога соединяла город транспортной артерией с центром, с крупными железнодорожными станциями, что оказало большое влияние на экономическое, социально-политическое, культурное развитие автономной области.

Первыми почувствовали огромное значение железной  дороги лесозаготовительные и торговые организации. Она обеспечила круглогодовую вывозку леса, снизились расходы по перевозке товаров, появилась возможность снизить цены на товары, способствовала усилению товарооборота крестьян Звениговского, Краснокошайского, Оршанского, Моркинского и других кантонов, благотворно повлияла на развитие областного центра – Йошкар-Олы. Теперь же основная масса товаров через Йошкар-Олу пошли в Мари-Турекский, Сернурский, Ново-Торъяльские кантоны. Введение железной дороги Йошкар-Ола-Зеленый Дол сподвигло к необходимости строительства трактовых дорог до Сернура, Нового-Торъяла, Мари-Турека, Оршанки.  И в 1928-30 годах строительство их началось. Вдоль дороги выросли поселки Красногорский, Суслонгер, Мочалище.

 

При подготовке материала использована следующая литература:

  1. Энциклопедия Республики Марий Эл. – Йошкар-Ола, 2009. – С. 356-357.

***

  1. Железная дорога Зеленый Дол – Йошкар-Ола // Марий Эл: время, события, люди : календарь знаменательных и памятных дат на 1993 год / Национальная библиотека им. С. Г. Чавайна, – Йошкар-Ола, 1992. – С. 38-39.
  2. Пашуков В. Ф. Строительство железной дороги Зеленый-Дол –Йошкар-Ола / В. Ф. Пашуков // Страницы истории Марийского края. – Йошкар-Ола, 1967. – С. 46-57.
Русский