Национальная библиотека имени С. Г. Чавайна – одно из главных культурных и образовательных учреждений Республики Марий Эл. Это место, куда приходят для образования и самообразования в течение всей жизни. Библиотека – исследовательский центр, источник информации и духовного обогащения. Она обеспечивает и поддерживает возможность читать, учиться и открывать для себя новое.
Библиотека проводит многоплановую деятельность для информационного обеспечения работников просвещения и учащихся школ города и республики.
Основным компонентом информационной среды библиотеки является фонд. Его главная функция – ценностно-ориентационная, 25% составляют учебные и учебно-методические документы, фонд систематически пополняется новинками. Библиотека комплектует лучшие коллекции документов в помощь образовательному процессу. Ежегодно приобретаются 2 200 названий учебников и учебных пособий. Кроме того, справочные и методические пособия на различных носителях информации. Ежегодно выписываются 30 газет и 190 журналов образовательной тематики. Это 21% от общего числа периодических изданий, ежегодно получаемых библиотекой.
Традиционным ресурсом для поиска информации по проблемам образования, педагогики остаются каталоги и картотеки Национальной библиотеки (СК, СКС, АК, ЭК, БД «Статьи»). В библиотеке действует Информационно-сервисный центр «Медиатека» с уникальными ресурсами на электронных и видеоносителях. Здесь же можно воспользоваться уникальным в своем роде мультимедийным диском «Литературная карта Республики Марий Эл», который был создан коллективом Национальной библиотеки. Используя диск в работе педагога и воспитателя для классов и групп, можно, помимо прочего, расширить круг читающих и изучающих марийский фольклор, литературные произведения марийских писателей. Он способствует увеличению доступности для всего населения информации о литературной составляющей жизни Марийского края, оказывает помощь в образовательном процессе, способствует росту интереса детей и молодежи к культуре своей малой родины.
Для обеспечения библиографической полноты информации по запросам читателей по педагогике используются отраслевые библиографические пособия. Прежде всего, это текущий библиографический указатель «Литература по педагогическим наукам и народному образованию», информирующий о педагогической литературе, изданной на русском языке в Российской Федерации. Большим потенциалом в поиске обладает информационный бюллетень «Проблемы образования», корпоративный проект ряда библиотек и учреждений РМЭ, а также некоторые тематические библиографические пособия. Национальная библиотека ежегодно ведёт работу по информированию специалистов образования совместно с Центром информационной поддержки образования, направляя по электронной почте сведения о новой литературе по педагогике и психологии.
Правовая поддержка осуществляется с использованием электронных справочных правовых систем «КонсультантПлюс», «Гарант», а также периодических изданий, содержащих нормативно-правовую базу педагогической отрасли: «Вестник образования России», «Официальные документы в образовании», «Администратор образования», «Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. Высшее и среднее специальное образование».
Справочная часть фонда библиотеки представлена отраслевыми энциклопедиями: «Педагогическая энциклопедия: в 4 т.», «Российская педагогическая энциклопедия». В последнее время фонд пополнился энциклопедическими словарями, статистическими справочниками по образованию, терминологическими словарями по отраслям педагогики, тематическими сборниками документов.
Большой популярностью пользуется новая составная часть информационных ресурсов – электронная библиотека диссертаций РГБ, виртуальный читальный зал которой функционирует в Национальной библиотеке имени С. Г. Чавайна с ноября 2005 года. Зафиксировано 570 посещений читального зала. Заинтересованные пользователи, а сейчас много педагогов-практиков, работающих над диссертациями, могут познакомиться с текстами нужных работ, обходясь без дорогостоящих командировок.
Разноплановая и постоянная работа ведётся по информационно-массовому обслуживанию пользователей сферы образования.
Традиционно проводятся месячники и декады педагогической литературы. А ежегодно к августовским совещаниям учителей проводится декада методической литературы по предметам «Учиться, чтобы учить», а сотрудники всех отделов проводят обзоры новой литературы для педагогов на секциях конференции. Библиотека по заявкам организует выставки-просмотры как выездные, так и в стенах библиотеки. Во всех залах экспонируется большое число тематических выставок литературы в помощь образовательному процессу в Республике Марий Эл.
В условиях модернизации образования наиболее важной становится задача формирования информационной культуры читателей, а педагогов в первую очередь. С этой целью библиотека проводит конференции для педагогов, которые мы называем «Педсовет в библиотеке». В определённый день (это обычно бывает в каникулы) к нам приходит весь педагогический состав определённой школы. «Педсовет в библиотеке» состоит обычно из двух частей. Первая часть – это выступления педагогов непосредственно по теме педсовета. Вторая часть состоит из выступлений сотрудников нашей библиотеки. Мы, как правило, делаем презентацию сайта Национальной библиотеки, где говорим о его возможностях для удаленных пользователей; делаем обзор литературы по теме педсовета; представляем презентации и слайд-программы, которые могут быть использованы педагогами в работе с детьми; рассказываем об услугах, которые библиотека может предложить для педагогов; готовим раздаточный материал: рекламные буклеты, флаеры, листовки о деятельности библиотеки, информационные списки литературы по теме педсовета. Проведены педсоветы на темы «Система оценки учебных достижений учащихся» (школа № 19), «Психолого-педагогическое сопровождение ученика и учителя в учебном процессе» (школа № 3), «Роль речевого развития в социальной адаптации детей с нарушением слуха и речи» (школа-интернат для глухих и слабослышащих детей, п. Семёновка). Для подготовки и проведения педсовета привлекаются многие отделы библиотеки, а также практикующие психологи. Этим комплексным характером и объясняется успех проведённых мероприятий.
Нас очень радует, когда после педсоветов мы видим педагогов в библиотеке. Они приходят за литературой, о которой мы им рассказали, или приводят школьников на мероприятия, о которых узнали в библиотеке.
Итак, наше сотрудничество мы строим на основе взаимовыгодного партнёрства, мы связаны со школой в течение всего учебного года, начиная с 1 сентября и заканчивая работой школьных летних лагерей. Наша работа состоит во взаимодействии не только с педагогами, но и непосредственно со школьниками.
Большую просветительскую работу проводит библиотека с группами школьников. С целью привлечения юных читателей в библиотеку 2 раза в год – 27 мая, в Общероссийский день библиотек, и 8 сентября, в Международный день распространения грамотности, – Национальная библиотека проводит День открытых дверей. В этот день в библиотеке мероприятия и запись читателей проводятся бесплатно. Преподаватели школ активно пользуются предоставленной возможностью. Дальше учащимся предоставляются на выбор занятия кинолицея «Духовная культура», циклы слайд-программ, тематические обзоры литературы, экскурсии по выставкам репродукционных изданий выставочного зала «Радуга», участие в презентациях новых книг, встречах с писателями, художниками и композиторами.
Всё это адаптировано к разным возрастным категориям юных посетителей. На занятиях кинолицея «Духовная культура» ведутся беседы со старшеклассниками о профессиях режиссёра, актёра, оператора, звукорежиссёра, об экранизациях литературных произведений (на выбор), а затем показывается видеофильм из мировой или русской киноклассики. В арсенале слайд-программ следующие темы: «Образы русских императриц», «Эпоха Возрождения. Леонардо», «Екатерина Великая: грани образа», «Дымковская игрушка», «Царское Село – город муз», «Весь мир в трёх строчках» (о японской поэзии хайку) и т. п. С 2006 года выставочный зал «Радуга» осуществляет работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на основе музейно-педагогической программы «Мы входим в мир прекрасного». Занятия носят игровой характер, проходят в увлекательной доступной форме с использованием музыки и поэзии. Занятия проводятся как в выставочном зале, так и с выездом в организации.
В своей работе мы уделяем большое внимание патриотическому воспитанию. В нашей республике существует поисковый отряд «Демос». 22 июня 2005 года мы открыли в библиотеке экспозицию «Идём искать ровесников следы». Эпиграфом к выставке стали слова «Война заканчивается тогда, когда захоронен последний павший на ней солдат». На экспозиции представлены фотографии с мест поиска, личные вещи солдат, оружие, различные нагрудные медальоны, списки найденных и захороненных солдат – уроженцев нашей республики. Мы активно работаем с этой экспозицией. К нам приходят группы школьников, которым мы рассказываем о поисковом отряде «Демос», о материалах, представленных на экспозиции, показываем двадцатиминутный фильм, снятый бойцами отряда о своей работе.
Военной тематике посвящена ещё одна экспозиция – «Рубежи славы». Представленный материал рассказывает об основных событиях Великой Отечественной войны: битве под Москвой, Сталинградском сражении, блокаде Ленинграда. Не обошли вниманием и вклад нашей республики в приближение Победы. Эмоциональная составляющая рассказа по экспозиции никого не оставляет равнодушным, даже такую сложную аудиторию, как школьники.
Патриотическому воспитанию способствует и проведение для школьников Часа истории, в рамках которого читается лекция «Пётр I - творец Российской империи». Ребята знакомятся с занимательными фактами из жизни и деятельности Петра, о которых они вряд ли могут узнать на уроках истории в школе. Для закрепления материала в конце лекции проводится викторина.
В библиотеке активно используются игровые формы работы с младшими школьниками. Мы проводим квесты для детей: «В таинственных лабиринтах библиотеки», «ЭКОквест», «Лабиринты профессий», «В поисках меча Александра Невского», «За 80 минут вокруг света», новогодние квесты.
Подводя итог, можно отметить, что библиотеки – как информационные, культурные и образовательные учреждения – способны участвовать в образовательной деятельности, выступая в качестве базы образования, самообразования и воспитания.
Материал подготовлен главным библиотекарем отдела социально-экономической литературы М. Н. Шибанаевой
- 809 просмотров