Пасхальные яйца Фаберже

20.04.2025 | 64 просмотра(ов)

В 1885 году император Александр III преподнёс своей супруге Марии Фёдоровне необычный пасхальный подарок – яйцо с драгоценным сюрпризом.

Его «белок» был изготовлен из белой эмали, «желток» – из золота. Внутри «желтка» находилась золотая курочка, которая хранила в себе рубиновую корону. С подарком он попал в яблочко. С тех пор ювелир Карл Фаберже ежегодно изготавливал к Пасхе для императрицы новое яйцо. Государь поставил лишь 2 условия: уникальность оформления и обязательный сюрприз внутри. 

В следующем году Карл Фаберже представил государю курочку с сапфировым кулоном внутри. Однако это яйцо стало последним из «простых». В последующие годы мастера Фаберже усложняли изделие. Например, в 1891 году Мария Фёдоровна получила яйцо под названием «Память Азова». В яйце был спрятан одноимённый фрегат, на котором цесаревич Николай с кузеном Георгом совершили дальневосточное плавание. При создании сувенира ювелиры использовали золото, платину, аквамарин, бриллианты. 

Сохранил эту традицию и Николай II. Только он дарил уже 2 яйца – жене и матери.

Так пасхальные яйца Фаберже окончательно укрепились в статусе символа российской императорской семьи. А ювелиры старались ему соответствовать. В 1898 году Мария Фёдоровна получила яйцо «Пеликан». Оно было выполнено в стиле ампир, покрыто золотом, а сверху восседал в эмалевом гнезде пеликан. Подарок скрывал внутри пластины-миниатюры с изображениями учреждений, которые основала мать государя. 

Супруге Николай преподнёс яйцо «Ландыши». Подарок украшали жемчужные цветы, а внутри находились портреты императора, а также их дочерей – великих княжон Ольги и Татьяны. 

В начале 1900-х годов Российскую империю захлестнула волна революционных потрясений. Однако Фаберже исправно из года в год изготавливал для императора 2 яйца. Единственное исключение – 1904-й и 1905-й. Неизвестно, делал ли вообще ювелир сувениры в эти годы или нет. Возможно, два безымянных яйца были утеряны.

В 1912 году Николай преподнёс матери яйцо «Наполеоновское» в честь 100-летней годовщины Отечественной войны. Ювелиры использовали не только золото, бриллианты и слоновую кость, но ещё бархат и атлас. Супруга же получила сувенир «Царевич». Внутри яйца был спрятан двуглавый орёл с портретом цесаревича Алексея.

Не прервалась традиция даже во время Первой мировой войны, в которую Российская империя вошла неподготовленной. Тяжёлое положение в стране наложило отпечаток на произведения ювелирного искусства. Особенно хорошо это видно на сувенирах 1916 года. Мария Фёдоровна получила яйцо «Орден Святого Георгия». И хотя мастера использовали золото, хрусталь и серебро, от былой роскоши не осталось и следа. Ещё более скромный подарок достался Александре Фёдоровне – яйцо под названием «Военное стальное». Сувенир был выполнен из стали, на которой ювелиры разместили золотой герб и корону. Внутри находилась миниатюра, изображавшая посещение императором и наследником войск. 

В 1917 году произошла Февральская революция. В марте того же года Николай II отрёкся от престола. Но, как известно, царскую семью это не спасло. Мария Фёдоровна смогла вырваться из России и вернуться в Данию в 1918 году. С собой она забрала на память лишь 1 яйцо – «Орден Святого Георгия».

За три десятка лет Карл Фаберже и его ювелиры изготовили для монаршей семьи более полусотни пасхальных яиц. Но кроме Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны уникальными сувенирами обладали ещё несколько человек. Как минимум 7 яиц получила в подарок меценатка и благотворительница Варвара Петровна Базанова от своего супруга Александра Кельха. Сувенирами могли похвастать и княгиня Юсупова, герцогиня Мальборо, Ротшильды и несколько других богатых и влиятельных людей.

Пока шла Гражданская война, на пасхальные яйца императорской семьи никто не обращал внимания. Вспомнили о них только в 1925 году. Был составлен каталог ценностей дома Романовых, куда внесли и сувениры. И затем часть из них продали, причём по низкой цене – около 400 долларов за яйцо. Времена были тяжёлые, страна нуждалась в валюте. 

Точно неизвестно, сколько яиц было изготовлено ювелирным домом Фаберже. Принято считать, что 71 (императорских – 54). Но до наших дней дошло 65 (императорских – 48). Сейчас они хранятся в государственных музеях и частных коллекциях. Причём не только в России, но и в США, Великобритании, Швейцарии, Монако.

 

Пройдя по ссылке, вы можете познакомиться с прекрасно иллюстрированным альбомом «Фаберже», автором которого является английский писатель и журналист Джон Буф. 

 

Фото с сайта: wikipedia.org

 

Материал подготовила на основе информации из открытых источников главный библиотекарь отдела социально-экономической литературы С. П. Колчина

Русский