«Великий немой заговорил!» – такие восклицания можно было часто видеть в прессе конца 20-х годов XX века. В мировой кинематограф пришёл звук, а вскоре прогресс дошёл и до Советского Союза.
1 июня 1931 года в Москве состоялась премьера первого советского звукового художественного фильма «Путёвка в жизнь». Нынешнее поколение вряд ли может представить, какой оглушительный успех выпал на долю этого фильма. Вначале первые сеансы шли в полупустом зале, а затем народ повалил… Билеты раскупались в считанные минуты.
Фильм вызвал сенсацию в Германии, Франции, Югославии, других странах. А в Нью-Йорке картина шла в одном из самых больших кинотеатров в течение года. Фильм приветствовали Мартин Андерсен Нексе, Ромен Роллан, Максим Горький, Всеволод Мейерхольд, Владимир Маяковский и другие. В 1932 году фильм заслужил награду I Международного кинофестиваля в Венеции, после чего прошёл по экранам 107 стран мира и приобрёл международную известность.
Режиссёром фильма является Николай Экк. До «Путёвки в жизнь» его никто особо и не знал. Кстати, являясь новатором кинематографа, Экк снял и первую цветную ленту советского кино. На кинофестивале в Венеции он был признан лучшим режиссёром по опросу зрителей, а на момент триумфа фильма Николаю было всего 30 лет.
Фильм рассказывает о перевоспитании беспризорников в честных людей в трудовой коммуне, где правонарушители жили без охраны, всё решали сами, и их перевоспитание строилось на труде. Чтобы фильм получился правдивым, режиссёр и его сотрудники несколько месяцев прожили в детском воспитательном учреждении, консультировались с милиционерами и педагогами.
В картине лишь две большие роли исполняли профессиональные артисты – Николай Баталов и Михаил Жаров. Здесь снимались Рина Зелёная и Георгий Жжёнов, но их фамилий даже нет в титрах, а также Михаил Джагофаров, Мария Антропова, Александр Новиков, Николай Романов. В ролях беспризорников выступали юноши и девушки, никогда не снимавшиеся в кино, а многие не принимавшие участия даже в самодеятельности. Участвующие в съёмках воспитанники трудовых колоний давали ценные советы режиссёру фильма.
В фильме присутствует много звуков: гудок паровоза, звон стаканов, пение птиц. Много в фильме музыки композитора Якова Столляра. Можно услышать здесь и блатные частушки, и песню «Позабыт, позаброшен». Всё это приводило зрителя в восторг.
В первом звуковом советском фильме главную роль беспризорника Мустафы Ферта сыграл парень из маленькой марийской деревни. Йыван Кырла (Кырля) – это марийское имя актёра Кирилла Иванова. В жизни будущему актёру пришлось побывать и пастухом, и батраком, и даже просить милостыню. Уехав из деревни учиться на рабфак Казанского университета, он пишет стихи и активно участвует в самодеятельности и студенческой жизни. Вскоре Кирилл увлёкся кинематографом и по совету преподавателей поступает в Московский государственный техникум кинематографии (будущий ВГИК).
А дальше, как в сказке про Золушку, судьба ему улыбнулась. Вместе с другими студентами он был приглашён сниматься в фильме «Путёвка в жизнь» на маленькую роль. Во время съёмки одного из эпизодов фильма – облава на беспризорников в подвале разрушенного дома – из бочки высунулся смешной паренёк с озорными глазами, в дамской шляпе и с деревянной ложкой, подвязанной тряпицей к щеке. Когда, хитро улыбнувшись, он произнёс «ку-ку» и снова нырнул в убежище, зрители разразились хохотом. «Да, вот он, Мустафа! Лучше не найти!». Так Кырла был утверждён на одну из главных ролей – предводителя беспризорников. Вопреки распространённому мнению, Мустафа Ферт – не татарин, а мариец. Именно на марийском он поёт в фильме популярную в те годы песню «Ой, луй модеш» («Ой, куница играет») и в разговоре иногда вставляет словечки на родном языке. Да и его реплики на русском языке разошлись на цитаты: «Яблочка хотца…», «Ловкость рук – и никакого мошенства!»
Йыван Кырла сыграл Мустафу так ярко, что даже несколько затмил персонажей своих старших коллег. Возможно поэтому в прокате ряда стран фильм получил другое название – «Мустафа». Марийский акцент, лукавый взгляд узких глаз, смешная походка, весёлая улыбка – всё это вызывало вначале смех, а затем симпатию, делало его образ незабываемым.
Съёмочный процесс фильма длился два года, и всё это время Кырле приходилось сочетать съёмки и учёбу. А затем на него обрушилась слава. В Москве он стал очень популярным человеком. Просто так не мог ходить по улице, сразу же его окружали десятки людей, не давая пройти и крича: «Неужели это живой Мустафа?!». А он отшучивался, говоря, что в фильме снимался его брат. Или иногда он представлялся иностранцем, например, японцем. Всегда весёлый и модно одетый, он был избалован вниманием публики. Этот успех использовали концертные организации. В своём костюме беспризорника он играл сцены на тему «Путёвки в жизнь» на гастролях во многих городах Советского Союза. Зрители разбивали двери кинотеатров, желая видеть живого Мустафу.
Но, как это нередко бывает, ярко вспыхнув в одной роли, Кырла уже не смог повторить этот успех. После была ещё одна лента – «Наместник Будды», в которой он снялся в роли буддистского ламы, но кто сейчас помнит этот фильм?
В середине 1930-х годов для актёра наступили трудные времена: творческая неудовлетворённость, алкоголь, увольнение с работы, развод с женой. Кырла в начале 1937 года переезжает в Йошкар-Олу работать в Марийском государственном драмтеатре, начинает репетировать. В конце апреля после пьяной драки в ресторане «Онар» он был арестован. В обвинительном заключении утверждалось, что он вёл контрреволюционную агитацию, разжигал среди мари чувство ненависти к русским. Члены театрального коллектива дружно осудили его, припомнив все «контрреволюционные» высказывания («арестовывают невиновных», «нет заботы о подготовке национальных кадров»). Поставили в вину даже то, что он ходил в шляпе, при галстуке-бабочке и с тросточкой.
В августе 1937 года его приговорили к 10 годам лагерей по пресловутой 58-й статье. По иронии судьбы он, подобно своему герою, строил железную дорогу вблизи Беломорканала. Пришлось побывать и на Соловках, и на Северном Урале. 3 июля 1943 года в Краснотурьинском лагере Иванов Кирилл Иванович умер от голодного истощения. Посмертно был реабилитирован в 1956 году.
Имя киноактёра и поэта Йывана Кырли стало гордостью не только марийского, но и всего российского (советского) народа, навсегда вошло в историю мирового киноискусства. Знаменитый индийский режиссёр Радж Капур признавался, что он учился у Кырли, работая над фильмами «Бродяга» и «Господин 420». Ему посвящены театральные постановки и произведения поэтов и писателей, выходят сборники его стихов, его именем названа улица и сквер в Йошкар-Оле. Возле здания железнодорожного вокзала в столице республики установлен памятник: Йыван Кырля в образе Мустафы едет на дрезине. На здании Марисолинской средней школы, где он учился, установлена мемориальная доска, здесь открыт литературно-краеведческий музей. Учреждена медаль Йывана Кырли и театральная премия его имени.
Фильм «Путёвка в жизнь» больше, чем все другие современные ему фильмы, выдержал проверку временем. Он подкупает большой жизненной убедительностью и человеческой теплотой. Решением ЮНЕСКО эта кинокартина была внесена в десятку лучших фильмов всех времён и народов.
При подготовке материала использовалась литература:
Бушков, Р. А. «Большая школа» Йывана Кырли / Руслан Бушков // Ончыко. – 2016. – № 4. – С. 64-74.
Бушков, Р. А. Марийская улыбка Мустафы / Руслан Бушков // Ончыко. – 2014. – № 9. – С. 91-104.
Дробашенко, С. В. Фильмы о социалистической действительности : [о фильме «Путёвка в жизнь» ] / С. В. Дробашенко // Очерки истории советского кино. Т. I. 1917- 1934. – Москва : Искусство, 1956. – С. 296-298.
Йыван Кырля, актёр, поэт // Кто есть кто в Марий Эл. – Йошкар-Ола : Марийский биографический центр, 2002. – С. 640.
Исиметов, М. И. Йыван Кырля : Очерк жизни и творчества / Михаил Исиметович Исиметов. – Изд. 2-е, доп. – Йошкар-Ола : Марийское книжное издательство, 2003. – 160 с.
Исиметов, М. И. Улыбка Мустафы / М. Исиметов // Марийский край, земля Онара. – Москва : Современник, 1989. – С. 201-214. – (Сердце России).
Сануков, К. Н. Йыван Кырля: «Путёвка в жизнь» и «Путёвка»… в смерть // Сануков К. Н. Наши земляки: пути и судьбы / Ксенофонт Сануков. – Йошкар-Ола : Мари Книга, 2011. – С.259-265.
Сануков, К. Н. «Мустафа дорогу строил…» // Трагедия народа : Книга Памяти жертв политических репрессий Республики Марий Эл. Т. 2. / Ксенофонт Никанорович Сануков ; Марийская организация общества «Мемориал». – Йошкар-Ола : Марийский полиграфическо-издательский комбинат, 1997. – С. 47-68.
Использованы фотографии из открытых источников в сети Интернет.
Материал подготовила Т. Л. Виноградова, ведущий библиотекарь отдела хранения основного фонда
- 2898 просмотров