ОНИ ПРОСЛАВИЛИ НАШ КРАЙ. Прижизненные издания произведений Я. П. Майорова-Шкетана (1898-1937)

29.10.2023 | 574 просмотра(ов)

Наряду с Сергеем Чавайном и Никоном Игнатьевым Яков Павлович Майоров-Шкетан вошёл в историю марийской литературы как один из её основоположников. Он был выдающимся мастером слова, подлинно народным художником, с глубокой правдивостью отразившим в своих книгах поворотные события в судьбе страны и нашего края.

М. Шкетан (Яков Павлович Майоров) родился 29 октября 1898 года в деревне Старое Крещено (Тошто Крешын) ныне Оршанского района Республики Марий Эл в крестьянской семье. В 1910-1912 годах учился в Ернурском двухклассном училище, но продолжить образование ему не удалось. Яков помогал отцу по хозяйству, всё свободное время отдавал чтению книг. В этот период он знакомится с произведениями классиков русской литературы, читает книги А. М. Горького, под влиянием которого в дальнейшем развивается всё его творчество.

Призванный в начале 1917 года в царскую армию, Яков прошёл на фронте суровую школу солдатской жизни. Октябрьскую революцию 1917 года он застал в окопах. Восторженно встретив победу революции, в 1918 году Яков вернулся домой по болезни и в течение ряда лет работал в различных советских учреждениях. Девизом всей жизни писателя стали слова из его поэмы в прозе: «Революция, я твой человек!».

В должности заведующего земельным отделом волисполкома активно участвовал в утверждении нового уклада жизни, отстаивал интересы простых людей. 5 мая 1920 года во время кулацкого мятежа Яков Майоров был жестоко избит. Зверские побои подорвали здоровье будущего писателя, но не сломили его решимости бороться за новую жизнь. С лета 1920 года трудился в Яранском уездном отделе национальностей. Осенью следующего года переехал в Краснококшайск, где вначале работал в областном земельном управлении, затем (до 1929 года, с небольшими перерывами) – в редакции газеты «Йошкар кече»: был корреспондентом, секретарём, исполнял обязанности редактора. За это время им напечатано большое количество материалов разных жанров на злободневные темы. М. Шкетан был одним из организаторов и активнейших авторов сатирического журнала Арлан ден Кестен» («Хомяк и Кистень»).

Будущий писатель стал заниматься литературой в 1919 году. Первая пьеса «Утышо» («Лишний») в рукописи ставилась сельскими драмкружками, но до нас не дошла. Затем были написаны пьесы «Шошым сеҥен» («Весна победила»), «Ораде» («Безумный»), «Ачийжат-авийжат» («Эх, родители»), «Важык вуян йыдал» («Кривоносый лапоть») и другие. Драматургическая форма творчества неслучайно привлекла внимание М. Шкетана. Марийское население в то время в основном было неграмотным. Театральное искусство явилось наиболее действенным средством пропаганды новой культуры и строительства новой жизни.

Одновременно Яков Павлович работал и в жанре прозы. В 1924 году московский Центриздат выпустил первую книжку молодого писателя – остросюжетный рассказ «Юмын языкше» («Грехи бога»), написанный на основе реальных событий. В 1920-е годы были изданы ещё семь книг начинающего писателя.

В работе молодого Марийского театра М. Шкетан участвовал в качестве драматурга, актёра и режиссёра. Начиная с 1922 года на сцене передвижного театра были поставлены спектакли по его пьесам «Сардай», «Ачийжат-авийжат» («Эх, родители», 1923), «Шошым сеҥен» («Весна победила», 1924). В ряде своих постановок автор играл главные роли.

Наиболее счастливой оказалась сценическая судьба драмы «Ачийжат-авийжат», которая идёт в театре и поныне. Рассказ «Юмын языкше» стал основой драмы Н. Арбана «Эртыше ӱмыл» («Тени минувшего»).

Любимым жанром писателя был рассказ. Некоторые из его рассказов по широте охвата жизни и глубине образов напоминают повесть. В самом начале 1930-х годов М. Шкетан написал роман «Эреҥер», который вскоре был издан отдельной книгой (1933). В ней писатель с большой художественной убедительностью отобразил борьбу трудового крестьянства за утверждение справедливых хозяйственных отношений в деревне, запечатлел живые, волнующие образы своих современников. В планах автора было создание второй части романа, но замысел остался неосуществлённым. По этому роману в 1967, 1998 и 2017 годах в Марийском драмтеатре ставились спектакли.

Вслед за романом «Эреҥер» появился целый цикл рассказов: «Илыш ӱжеш» («Жизнь зовёт»), «Капка орол» («Караульщик ворот»), «Корнышто» («В дороге»), «Карпуш», «Какшан воктене» («На берегу Кокшаги») и другие. Охватывая различные периоды послереволюционной действительности, эти произведения показывали, как непросто шло в 1920-1930-е годы разрушение прежних общественных отношений, как менялась психология людей, с каким трудом зарождалась система социалистических ценностей.

Я. П. Майоров-Шкетан был выдающимся мастером сатиры и юмора, высмеивавшим темноту и невежество, приверженность старому, отживающему, побуждающим активно приобщаться ко всему новому, светлому. Он оставил яркий след в марийской публицистике. Только в 1920-е годы в печати появилось около трёхсот его статей, зарисовок и корреспонденций, до 80 фельетонов. На страницах газет и журналов М. Шкетан выступал под многочисленными псевдонимами: И. Майор, Майорын, Кугу Шадыртан, Й. Шартан, Нӧга, Товат, Озыркан, Умдо, Пагул Япык, Ошламарий, М. Ошлан, Ошлинский, Крешын, Кокшага, Наган, М. Агур, Тортамортин, Лупе-Тор и другими.

При жизни М. Шкетана было издано около 15 книг. Позже его произведения неоднократно переиздавались. Рассказы, повести, роман «Эреҥер», пьесы Шкетана были и остаются хрестоматийными произведениями. В 1931 году был издан его перевод на марийский язык романа А. Серафимовича «Железный поток» («Кӱртньӧ вий»).

Весной 1937 года М. Шкетан тяжело заболел и 16 мая скончался в Оршанской больнице. Похоронен писатель в парке, ныне носящем его имя.

Яков Павлович Майоров-Шкетан – самородок, вышедший из народа талант, не сумевший из-за бедности получить образование, – навсегда вошёл в духовную жизнь своего народа как талантливый прозаик и драматург, несравненный юморист и сатирик. Творчество реалиста, классика М. Шкетана является художественной энциклопедией жизни и быта, состояния марийского общества первой трети XX века.

Имя М. Шкетана (с 1948) носит Марийский национальный театр драмы, Великопольская средняя школа (1947), сельхозпредприятия в Медведевском и Оршанском районах. Ему установлены памятники в Йошкар-Оле, селе Оршанка (в парке его имени) и в родной деревне (перед домом-музеем). В Йошкар-Оле есть улица имени М. Шкетана. Учреждена Государственная премия Республики Марий Эл в области театрального искусства имени М. Шкетана.

Предлагаем познакомиться с виртуальной книжной выставкой «Прижизненные издания произведений Я. П. Майорова-Шкетана».

 

По данной теме можно прочитать следующую литературу:

• Зайниев Г. З. 120 лет со дня рождения М. Шкетана (Якова Павловича Майорова) (1889-1937), писателя, журналиста, общественного деятеля / Г. З. Зайниев // Марий Эл: время, события, люди : календарь знаменательных и памятных дат на 2018 год. – Йошкар-Ола, 2017. – С. 155-159.

• Земля Оршанская. – Йошкар-Ола, 1994. – С. 17-19.

• Шабдарова Л. Е. Майоров-Шкетан Яков Павлович (1898-1937) / Л. Е. Шабдарова // История Марийского края в лицах. 1917-1940 гг. : историко-биографические очерки. – Йошкар-Ола, 2017. – С. 219-222.

 

Материал подготовили библиотекари отдела национальной, краеведческой литературы и библиографии А. Н. Булыгина и Е. Г. Петрова

Русский