ОНИ ПРОСЛАВИЛИ НАШ КРАЙ. Любовь Булычёва

10.07.2021 | 911 просмотра(ов)

11 июля исполняется 100 лет со дня рождения Любови Афанасьевны Булычёвой (1921-1999), актрисы, заслуженной артистки Марийской АССР.

Она родилась в деревне Большой Китяк (Кугу Кетек) ныне Малмыжского района Кировской области в крестьянской семье. В 1937 году Люба окончила школу-семилетку в родной деревне и поступила на актёрское отделение Марийского музыкально-театрального училища. Будучи студенткой, ещё с 1940 года она принимала участие в массовых сценах спектаклей Маргостеатра. После окончания учёбы в 1941 году поступила в труппу Марийского государственного театра, на сцене которого проработала без малого сорок лет.

Любовь Булычёва – острохарактерная и драматическая актриса. Ей довелось играть преимущественно роли эпизодические и второго плана. Но она вживалась в них, играла от всей души, хотя всегда оставалась в тени, старалась быть незаметной.

Сквозной линией в её творчестве стало воплощение на сцене образа марийской женщины-колхозницы, плоть от плоти родной земли, – это и бригадир Уля Плотникова в драме Арсия Волкова «Илыш ӱжеш» («Жизнь зовёт», 1950), и председатель колхоза Исаева в комедии Николая Арбана «У муро» («Новая песня», 1953), и колхозница Оляна в его же одноимённой драме (1952), и многие другие.

Мастерски используя грим и разнообразные пластические средства, актриса создала галерею характерных и сатирических образов. В постановках разных лет она выходила на сцену в ролях Кузи вате и Терей вате в комедии Сергея Николаева «Салика». В сыгранной ею деревенской кокетке Серапине из комедии Арсия Волкова «Шошо мардеж» («Весенний ветер», 1964) социальный тип был раскрыт так точно и ярко, что многие узнавали в героине односельчанку. «Точь-в-точь девушка из нашей деревни – голос, походка, одежда», – удивлялись зрители.

На протяжении четверти века Любовь Булычёва играла роль старой девы Проски в комедии чувашского драматурга Н. Айзмана «Кай, кай Йыванлан» («Выйди, выйди за Ивана», пост. 1957), встречая неизменно горячий приём зрителей. Ее партнёрами по этой роли в разные годы были И. Россыгин, А. Кудрявцев и Г. Копцев.

Даже в небольших, эпизодических ролях актриса умела ярко и убедительно обозначить основные социальные и индивидуально-психологические характеристики своей героини, найти свою трактовку роли. Так, Ганна из драмы И. Карпенко-Карого «Пиалдыме» («Бесталанная», 1958) в её исполнении предстала не просто злой и властной женщиной, а жертвой тяжёлой вдовьей жизни. Создавая образ Акулины в спектакле «Пычкемыш лоҥташте» (1950) по пьесе Л. Толстого «Власть тьмы», Любовь Булычёва сосредоточила внимание на том, чтобы показать пробуждение сознания нелюдимой, обездоленной девушки, потянувшейся к своей толике счастья. Московский театровед Г. Гурьев в статье «На спектаклях Марийского театра» (журнал «Театр», 1951 г.) по-доброму отозвался об актрисе: «Интересное, своеобразное истолкование получил в исполнении артистки Л. Булычёвой образ Акулины. В трактовке этой роли артистка не пошла, правда, за ремаркой Толстого «туга на ухо, дурковатая», трудно осуществимой для её актёрской индивидуальности. Её темой становится постепенное пробуждение сознания молодой, нелюдимой, обездоленной девушки, тянущейся к своей доле счастья и радости. Актриса хорошо передаёт это подспудное движение чувств, взрывающих наконец долго сдерживающую их оболочку. В лёгких, как бы летящих движениях, в жадном взгляде живых любопытных глаз, которые «на ходу» схватывают всё происходящее кругом – тайное и запретное – и затем быстро прячутся за опущенными ресницами, много скрытого лукавого задора, угловатой, но мягкой женственности, своеобразно чувственного и в то же время чистого в своей непосредственности обаяния. Её образ, несмотря на некоторое отступление от авторского замысла, подкупает искренностью и убеждает правдой бытовой и психологической характеристики».

За сорок лет работы в театре ею создано множество образов на высоком профессиональном уровне, разноплановых по стилю и жанру: Валя Борц («Молодая гвардия» А. Фадеева), Лиза («Бедность не порок» А. Островского), Маргарита («Илыш йолташ» («Подруга жизни») А. Волкова), Ксения («Егор Булычёв и другие» М. Горького), слепая («Оборотень» А. Кицберга). Эти образы свидетельствуют о высоком мастерстве и актёрском таланте Любови Булычёвой.

Среди своих друзей, в коллективе Любовь Афанасьевна отличалась добротой и скромностью, была примером добросовестного отношения к своей работе.

Правительство Марийской республики высоко оценило работу Любови Булычёвой. За высокое актёрское мастерство и большой вклад в развитие театрального искусства республики в 1969 году ей присвоено почётное звание «Заслуженный артист Марийской АССР». Она была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

Подробнее о Любови Булычёвой и её творчестве можно узнать из этих источников:

  1. Булычёва Любовь Афанасьевна // Кульбаева Н. И. Артисты Марийского театра : биобиблиографический справочник / Н. И. Кульбаева. – Йошкар-Ола, 2005. – С. 27-29.
  2. Ӱмыр пасуэт – лакылан корнет... // Зайниев Г. Шӱм-чон воштончыш. М. Шкетан лӱмеш Марий театр: 100 ияш корнын йыжыҥлаже / Г. Зайниев. – Йошкар-Ола, 2019. – С. 274-281.
  3. Иванов С. Актриса – кызытат калык чонышто: Л. А. Булычёван шочмыжлан – 80 ий / С. Иванов // Марий Эл. – 2001. – 28 июль.
  4. Белкова С. Жап чоҥешта кайык семын, вачышке возыт ий-влак / С. Белкова // Марий Эл. – 1998. – 17 сент.
  5. Гурьев Г. На спектаклях Марийского театра // Театр. – 1951. – № 10. – С. 56-63.

 

Материал подготовили сотрудники отдела национальной и краеведческой литературы и библиографии А. Н. Булыгина и Е. Г. Петрова

Русский