ОНИ ПРОСЛАВИЛИ НАШ КРАЙ. Любимый марийский композитор А. И. Искандаров (1906-1999)

21.03.2021 | 2024 просмотра(ов)

А. И. Искандаров родился в небольшой марийской деревне Рса (Ирсаево) ныне Мишкинского района Башкирии. С самого раннего детства мальчик рос без матери с отцом в большом дедовском доме. В нём проживали ещё два брата с семьями. С детства Алёша приобщался к нелёгкому крестьянскому труду, вместе со всеми выходил в поле на работу. В деревне умели работать, умели и веселиться. Шумно и ярко проходили деревенские праздники и обряды. Весело, с особыми церемониями играли свадьбы. Любили песни и в семье Алёши, пели и отец, и дедушка с бабушкой. В творчестве А. Искандарова восточно-марийские песни и мелодии в дальнейшем займут особое место.

Учился он в начальной земской школе, расположенной в соседней деревне Митряево. После её окончания в 1918 году Алёша поступил в двухклассное инородческое училище, находящееся в русской деревне Сахарово. Здесь впервые мальчик услышал звучание хора, которое произвело на него огромное впечатление. Вскоре училище было реорганизовано в детский дом, где ему пришлось услышать имя И. С. Палантая – композитора, который писал марийские песни для многоголосного хорового исполнения.

 

В декабре 1920 года старшеклассников детского дома перевели в Николо-Березовский педтехникум. Здесь Алексей учился два года на подготовительном отделении, затем ещё два – на основных курсах. Позднее педтехникум перевели в город Бирск, где и закончил Искандаров III курс. Везде юношу сопровождала музыка. Он пел в хоре, выступал и как солист.

Директор педтехникума Л. Я. Мендияров посоветовал талантливому ученику А. Искандарову поехать в Краснококшайск к известному композитору И. С. Ключникову-Палантаю. С 1925 года Алексей продолжил своё образование в Краснококшайском педтехникуме. Палантай принял его тепло и рекомендовал учиться музыке серьёзно, если он хочет стать настоящим музыкантом. К сожалению, общение с этим замечательным педагогом и человеком длилось всего около года. Летом 1926 года композитора не стало. Но к тому времени Искандаров уже достаточно освоил основы хороуправления. Именно в этот период музыка всерьёз и надолго становится его призванием. А. И. Искандаров руководил хором Краснококшайского педтехникума, а после его окончания работал учителем пения и музыки в Нартасском сельхозтехникуме ныне Мари-Турекского района, где создал большой хор.

Желание стать настоящим музыкантом, учиться музыке не покидало юношу. В 1928 году Алексей поступил на дирижёрско-хоровой факультет Московской государственной консерватории в класс известного хормейстера, композитора и педагога, создателя ансамбля песни и пляски Красной Армии, автора музыки Государственного гимна Советского Союза профессора А. В. Александрова. Учёба под руководством такого замечательного музыканта дала свои положительные результаты. Будучи студентом консерватории, А. Искандаров начал заниматься сочинением.

Окончив и получив диплом дирижёра-хоровика Московской консерватории, молодой музыкант в 1933 году начал преподавать хоровые дисциплины в музыкальном училище им. И. С. Палантая в городе Йошкар-Оле. Алексей Искандарович мечтал возродить в певческом искусстве традиции своего наставника Палантая. Вместе с другими энтузиастами марийской песни в 1933 году организовал хоровую капеллу. Это был полулюбительский коллектив, в котором хористы пели в свободное от работы или учёбы время. Первое публичное выступление нового коллектива состоялось в дни празднования 16-летия Октябрьской революции (1933). За период с 1933 по 1939 год хор выступал множество раз, в его репертуаре было около 200 произведений самого различного характера, начиная с песен и кончая оперными фрагментами. В работе с капеллой А. Искандаров сталкивается с проблемой репертуара. Недостаток марийских произведений приводит к тому, что он сам обращается к созданию сочинений для хора. За время работы в капелле музыкант создал много хоровых обработок марийских народных песен, среди которых следующие его лучшие произведения: «Тымык кас» («Тихий вечер») на слова Ш. Булата, «Карем гачет» («Через овражек»), слова народные. Замечательны лирические песни, лучшие из которых – «Монден ом керт» («Не могу забыть») на слова Н. Арбана, «Ломбо пеледеш» («Черёмуха цветёт») на слова Г. Матюковского.

В 1939 году была открыта Марийская государственная филармония. При ней на базе хоровой капеллы создаётся Государственный ансамбль песни и пляски – первый профессиональный коллектив (ныне вокально-хореографический ансамбль «Марий Эл»). В течение двадцати одного года (до 1954-го) А. И. Искандаров был бессменным руководителем и дирижёром капеллы и ансамбля. Не случайно возрождённой в 70-е годы Марийской хоровой капелле присвоено имя композитора А. И. Искандарова. Он написал более ста вокально-хоровых произведений. В 1946 году вышел в свет первый сборник песен композитора «Латкок муро, ныл йӱкан ӱдрамаш хорлан мураш» («Двенадцать песен для четырёхголосного женского хора»). В него вошли хоровые обработки 30-40-х годов и обработки песен военных лет. В 1957 году выходит второй сборник композитора «Ломбо пеледеш». Сюда вошли многие известные песни Искандарова – «Ломбо пеледеш», «Монден ом керт», «Ой, тулачем, тулачем» («Ой, сваха, сваха») и другие. Лирические песни А. И. Искандарова очень мелодичны, покоряют своей мягкостью, искренностью, задушевностью.

Впоследствии каждое десятилетие выходил новый песенный сборник Искандарова (всего их шесть). В его творчестве значительное место занимает также музыка к спектаклям Марийского драматического театра: «Окса тул» («Клад») С. Г. Чавайна (1936), «Янлык пасэт» («Чёрный волк») Н. Арбана (1944) и другие. В 1960 году к 40-летию автономии марийского народа в соавторстве с композитором Львом Сахаровым Алексей Искандарович создал кантату «Шочмо эл» («Родная земля») на слова Миклая Казакова и Ивана Осмина. Сочинения известного музыканта включались в ряд сборников, выпущенных в Москве, в библиотеку хормейстера, хрестоматию по дирижированию.

А. Искандаров занимался активной музыкально-общественной деятельностью – был председателем Союза композиторов, его ответственным секретарём. С 1966 года А. И. Искандаров находился на заслуженном отдыхе, но не оставлял творчества – в 1988 году вышел его последний авторский сборник «Пайрем муро» («Праздничная песнь»).

Ученик и преемник И. С. Палантая, композитор А. И. Искандаров имел много наград за свою многолетнюю и плодотворную работу, за большие заслуги перед марийской музыкальной культурой: орден «Знак Почёта» (1946), медаль «За трудовую доблесть» (1951). Звание лауреата Государственной премии Марийской АССР (1981) А. И. Искандарову присуждено за большой вклад в развитие хорового искусства и исполнительства в республике.

А. И. Искандаров ушёл из жизни 2 января 1999 года.

Имя известного композитора присвоено Марийской государственной капелле (1994). Также его имя носит школа в родной деревне (2006), здесь же установлен бюст (2011).

А. И. Искандаров – признанный мастер в области национального хорового искусства. Его лучшие произведения навсегда вошли в сокровищницу национальной песенной и хоровой культуры. Хоровые традиции музыканта развивают последующие поколения марийских композиторов.

 

При подготовке информации сотрудники отдела национальной краеведческой литературы и библиографии А. Н. Булыгина и Е. Г. Петрова использовали книгу М. Н. Мамаевой «А. Искандаров. Очерк о жизни и творчестве», 1991 (в сокращении).

 

По данной теме можно также прочитать следующую литературу:

  • Мамаева М. Н. А. Искандаров : очерк о жизни и творчестве / М. Н. Мамаева. – Йошкар-Ола, 1991. – 25 с.
  • Мамаева Н. Он сам писал историю / М. Мамаева // Беседы о композиторах : очерки / сост. О. М. Герасимов. – Йошкар-Ола, 2006. – С. 42-47.
  • Зайниев Г. Человек-легенда / Гельсий Зайниев // Мишкан – песнь моя. – Йошкар-Ола, 1998. – С. 219-223.
  • А. Искандаров // Музыкальная культура мари : учебно-методическое пособие. – Йошкар-Ола, 2013. – С. 170.

 

Русский