Андрей Яковлевич Эшпай родился 15 мая 1925 года в Козьмодемьянске. Выдающийся композитор, пианист, педагог и общественный деятель, в 1976 году он стал лауреатом Государственную премии СССР, в 1981-м получил звание народного артиста СССР, а в 1986 году – Ленинскую премию СССР.
Музыка была частью жизни семьи Эшпаев. Его отец, Яков, – известный композитор и музыковед-фольклорист. Мать, Валентина Тогаева, – тоже из музыкальной семьи, её брат, Анатолий Тогаев, был композитором. Обладая музыкальными способностями, она хорошо исполняла народные песни.
В 1928 году семья переехала в Москву, где Андрей начал учиться музыке у отца. В 1941 году окончил Детскую музыкальную школу имени Гнесиных. Война прервала его обучение. Ему пришлось уехать в эвакуацию в Мариинский Посад, где он доучивался в общеобразовательной школе. В 1943 году Андрей Эшпай поступил в Чкаловское (ныне Оренбургское) пулемётное училище, затем прошёл курсы военных переводчиков при Военном институте иностранных языков Красной армии. С конца 1944 года он воевал на 1-м Белорусском фронте. За мужество в боях за Берлин награждён орденом Красной Звезды.
По окончании войны Андрей Эшпай служил в армии ещё до 1946 года. После войны учился в Музыкальном училище при Московской консерватории на фортепианном и композиторском факультетах. В 1953 году окончил Московскую консерваторию по классам композиции и фортепиано. В 1956 году окончил там же аспирантуру (руководитель А. И. Хачатурян).
Уже в студенческие годы Эшпай собирал и обрабатывал народные песни, превращая их в инструментальные миниатюры. По мотивам марийской народной музыки он также создавал крупные произведения, такие как «Симфонические танцы» и «Сонатина для фортепиано». В это же время начал работать над венгерской музыкой, что привело к созданию «Венгерских напевов». В 1952 году Андрей Эшпай вошёл в Союз композиторов, став самым молодым его членом. Талант и преданность музыке сделали его одним из выдающихся композиторов своего времени.
Андрей Яковлевич Эшпай работал в самых разных жанрах академической музыки. Он написал 9 симфоний, концерты для различных инструментов с оркестром, кантаты, балеты (самый известный – «Ангара»), две оперетты, пьесы, камерные и другие произведения. В своём творчестве он мастерски сочетал национальные мотивы с современными решениями. Своими учителями композитор называл М. Равеля, И. Стравинского, К. Орфа, П. Чайковского, Б. Бартока, А. Хачатуряна и И.-С. Баха. Национальная тема играла важную роль в творчестве А. Эшпая. Четвёртая, Пятая и Шестая симфонии стали результатом его работы с русским и марийским фольклором. Также нашла отражение в его произведениях тема войны, ей посвящены Вторая симфония «Хвала свету», Пятая симфония «Военная» и Реквием.
Среди самых значимых произведений композитора выделяют Первую и Вторую симфонии, а также «Песни горных и луговых мари», которые были написаны в память об отце. Здесь сочетаются плавность и мягкость напевов народных песен с лирико-драматическими мотивами авторской музыки. Ярким примером его творчества является и кантата «Ленин с нами» на стихи В. Маяковского, в которой автор передаёт искреннюю веру народа в лучшее будущее.
Песенное творчество – ещё одна важная часть деятельности композитора. Его песни стали классикой советской эстрады. Среди них «Москвичи», «Песня о Родине», «Два берега», «Я сказал тебе не те слова» и многие другие. Всего Андрей Эшпай написал около 100 песен, в том числе романсов, каждая из которых – это оригинальное музыкальное произведение.
Андрей Яковлевич Эшпай рассказывал об истории создания одной из своих самых известных песен: «Песню “Москвичи” я написал для Марка Бернеса через десять лет после Победы. Мы жили на Большой Бронной в полуподвале... Однажды Бернес крикнул: «Марийцы здесь? <...> Есть слова, нужна музыка!» Я прочитал текст и был ошеломлён. Всё, о чём писал поэт Евгений Винокуров, я пережил сам: сонная Висла, весенняя сырая земля, улица – Бронная… Брат Валя не вернулся с войны, погиб под Ленинградом. Мама ждала его до последних дней. Была даже девушка, которая не дождалась…»
Андрей Эшпай был и талантливым кинокомпозитором. Он написал музыку примерно к 60 фильмам. Дружил и плодотворно сотрудничал с лучшими режиссёрами: А. Салтыковым, Е. Ташковым, В. Левиным, В. Жилиным. У Эшпая получалось написать музыку к фильму так, что она точно передавала замысел режиссёра. Работа в кино свела его со многими выдающимися поэтами того времени. Это Е. Евтушенко, Г. Поженян, Л. Дербенев, Р. Рожественский. Совместно с ними он создал песни для фильмов, ставшие хитами на долгие годы. Его произведения в джазовой обработке стали основой для репертуара оркестра О. Лундстрема.
Андрей Эшпай также проявил себя в театре, написав мюзикл «Любить воспрещается» и музыку для 20 постановок. Среди его работ – спектакли «Вам двадцать два, старики» и «Опасный возраст» в Ленкоме, «Теория невероятности» и «Волшебники живут рядом» в театре им. Ермоловой, а также «Обыкновенное чудо» в театре сатиры.
Общественная жизнь композитора была насыщенной. Он возглавлял жюри международных и всероссийских конкурсов, включая Международный конкурс им. П. И. Чайковского (1978, 1986, 1998) и Всероссийский конкурс композиторов им. А. П. Петрова в Санкт-Петербурге. Андрей Яковлевич также сотрудничал с различными образовательными и культурными организациями. Он член Музыкального совета при ЮНЕСКО, академик Российской академии кинематографии, почётный член общества Ф. Листа. Композитор имеет множество грамот, благодарностей и памятных знаков различных фестивалей, конкурсов, зарубежных правительств.
Личная жизнь Андрея Эшпая была гармоничной. Его жена, пианистка Александра Михайловна, работала заведующей отделом фортепианной музыки издательства «Композитор». В их семье родились двое сыновей: Валентин, ставший впоследствии киноведом, и Андрей, в будущем знаменитый кинорежиссёр. Глава семьи воспитывал их своим примером, внушая любовь к Родине, делу, семье. Внучка Мария решила продолжить семейную династию и стала пианисткой.
Композиторы и музыковеды Республики Марий Эл : справочник. – Йошкар-Ола. – 2006. – С. 151–162.
Берега остаются : страницы жизни и творчества композитора А. Я. Эшпая / составитель С. А. Щеглов. – Йошкар-Ола. – 2015. – 111 с.
Ерофеев Ю. И. Слово об Эшпае / Юрий Ерофеев. – Издание 2. – Йошкар-Ола. – 2010. – 65 с.
Зайниев Г. Мариец с самой высокой горы / Гельсий Зайниев // Ончыко. – 2015. – № 5. – С. 74–80.
Марышев В. В Йошкар-Оле увековечат память лучших сыновей республики / Владимир Марышев // Марийская правда. – 2020. – 2 октября. – С. 6.
Орехова А. «Перед маэстро мы в долгу» / Анна Орехова, Наталья Балахонцева // Марийская правда. – 2015. – 10 ноября. – С. 4.
Шапкин В. Андрей Эшпай : 1948–1969 годы / Виталий Шапкин // Ончыко. – 2020. – № 4. – С. 144–148.
Материал подготовила библиотекарь отдела национальной, краеведческой литературы и библиографии Л. А. Иманаева
- 92 просмотра