В этом году Умберто Эко (1932-2016) исполнилось бы 90 лет.
Собранная им громадная библиотека – 30 тысяч томов в одной только миланской квартире, да ещё 20 тысяч в загородном доме в Монте-Чериньоне в регионе Марке (Италия) – была подарена его семьёй государству и продолжает формировать массовое сознание.
Кто же он, Умберто Эко?
Поисковые системы Интернета спешат подсказать: итальянский учёный, знаток Средневековья, в возрасте 27 лет выпустил первое издание своей работы об искусстве и красоте в средневековой эстетике, специалист по семиотике, теоретик культуры, получивший философское образование. «Я – философ, – гласит одно из его массово известных высказываний, – а романы пишу по выходным». А ещё прозаик, эссеист, литературный критик, публицист, публичный интеллектуал.
Среди прочих своих занятий Эко ещё с конца пятидесятых находил возможность вести регулярные колонки в периодике – обо всём, от политики до кулинарии, – которые потом издавал книгами. Его популярные тексты были разобраны на цитаты и стали отдельными афоризмами: «Культура – это как раз то, что остаётся, когда всё остальное забыто», «Средние века уже начались», «14 признаков фашизма». Одна из наших современниц пишет: «Умберто Эко оставил нам главное – возможность с благодарностью его цитировать».
Умберто Эко в первую очередь учёный и философ. Газета «Аргументы и факты» в 2017 году писала о нём как об «авторе романов и множества научных и публицистических книг». К тому же о нём ещё при его жизни писали, что «основной корпус текстов Эко» составляют именно романы – «шесть канонических». Седьмой к тому времени не был ещё написан. То есть в общественном восприятии он оказался автором романов, хотя научных текстов написал значительно больше. Вряд ли многие неспециалисты читали его научные работы и могли оценить их значение. Гораздо интереснее, что его романы изменили массовое, непрофессиональное сознание. Такое удаётся очень немногим – и беллетристам, и учёным. Эко сумел непротиворечиво соединить в себе оба типа интеллектуального действия и обе культурные позиции.
Эко был не единственным, кто наводил мосты между массовой и элитарной культурами, но сделал он для этого необыкновенно много. Он укоренял в умах современников восприятие культурного поля как целого.
Поэтому его, как исследователя, ещё с 1960-х годов интересовало творчество и Уильяма Бекфорда (XVIII в.), и современного писателя Яна Флеминга о Джеймсе Бонде. Он посвятил им отдельное исследование. Эко также выявлял и исследовал культурные корни, устройство и воздействие на читателя и зрителя традиционно «низких» жанров литературы: фантастики, детективов, – а также кино и мультфильмов, телевидения и комиксов.
У. Эко повысил культурный статус комиксов, не только сделав их предметом своего исследовательского внимания, но и показав, что любовь к ним нисколько не противоречит культурному статусу интеллектуала. В одном из интервью он открыто заявил, что не выносит тех комиксов, которые претендуют на то, чтобы быть не самими собой, а «высоким» жанром для избранных: «…сейчас есть комиксы, рассчитанные только для университетских профессоров. Я такие комиксы, кстати, терпеть не могу».
Эко работал много, принципиально и направленно с массовым сознанием. Он был одним из тех, кто его активно формировал. У себя в стране работал на телевидении, редактором культурных программ, вёл исторические телепередачи, сотрудничал с несколькими периодическими изданиями, в числе которых крупнейшая итальянская газета «L’Espresso», написал три сказки для детей. Одновременно он занимался научными исследованиями и преподаванием эстетики и теории культуры в университетах разных итальянских городов – Милана, Турина, Флоренции, не говоря уже о лекциях, проведённых по всему миру. Он читал лекции и вёл семинары в университетах Австралии, Австрии, Аргентины и многих других (всего 28 стран). В 1998 году читал лекции в Москве (в МГУ и РГГУ) и Петербурге.
Подобно элитарной и массовой культуре, преподавание и публицистика были для него сторонами не такими уж разными. Романы прямо следовали из его научной работы и продолжали её. Профессор был примером интеллектуальной и человеческой цельности.
Эко был классическим просветителем, всегда верил в конструктивную роль культуры, что образование делает человека лучше, сильнее, свободнее. «Книги пишутся не для того, чтобы в них верили, а для того чтобы их обдумывали. Имея перед собою книгу, каждый должен стараться понять не то, что она высказывает, а что она хочет высказать».
Будучи атеистом, он разделял с европейской христианской культурой её основные ценности.
В Италии его слава публичного интеллектуала значительно превзошла не только академическую, но и литературную. «На Сицилии, в 900 километрах от Милана, – писал литературный критик и журналист К. Мильчин, – я видел плакат, на котором студенты Палермского университета предъявили свои претензии к администрации. На плакате был крупно набран слоган: «Эко в курсе наших требований». Когда Эко заходил в любимый бар у кафедрального собора выпить аперитив, миланцы приходили туда, чтобы посмотреть на него. Он был настолько влиятелен среди соотечественников, что, например, будучи в оппозиции к Берлускони, призвал итальянцев бойкотировать продукты, рекламируемые на телеканалах противника. И это обрушило целую медиаимперию.
В конце 1990-х Эко предлагали пост министра культуры Италии, но он отказался под предлогом, что «творчество может быть только анархичным».
Похороны Профессора состоялись в 2016 году и были такими массовыми, каких Италия не знала со времён смерти итальянского писателя-романтика Алессандро Мандзони в 1873 году.
Для подготовки материала использована публикация из журнала «Знание - сила» (№ 1) за 2022 год, автор статьи О. Балла.
О. В. Аралова, ведущий библиотекарь отдела периодических изданий
- 958 просмотров