НОВОСТНАЯ ПЯТНИЦА. Многофункциональная матрёшка

21.10.2022 | 510 просмотра(ов)

Матрёшка – один из самых популярных русских сувениров, известный во всём мире. Она может быть ярким подарком, занимательной игрушкой или предметом интерьера.

С момента появления этой расписной куклы мастера не боялись экспериментировать ни с формами, ни с цветом; включая фантазию, они создавали настоящие шедевры декоративно-прикладного искусства. Кукла в виде весёлой розовощёкой крестьянки в платке, сарафане и фартуке олицетворяла материнство, плодородие и богатство, и назвали её матрёшкой по одному из распространённых в то время женских имён – Матрёна.

Одна из первых токарных матрёшек – «Девушка с петухом», состоящая из восьми кукол, была создана в конце 1890-х годов в Москве, в мастерской «Детское воспитание» Мамонтовых. Авторы – художник С. В. Малютин и токарь В. П. Звёздочкин – задумывали её как развивающую игрушку. В ней девочки чередовались с мальчиками, и завершал семейство спелёнатый младенец. В 1900 году «Девушка с петухом» была показана на Всемирной выставке в Париже, где имела огромный успех. Со временем, когда производство матрёшек стало массовым, они разошлись по всему миру и снискали популярность, как один из символов России.

Центр производства матрёшек открылся в г. Сергиевский Посад Московской губернии. Изначально местные умельцы брали за эталон образы матрёшек, изготовленных в Москве, а затем творчески варьировали их. Уже на первом этапе развития игрушки появились разъёмные куклы, имеющие функциональное значение. В собрании Всероссийского музея декоративного искусства есть две матрёшки-пенала 1910-х годов – «Боярин» и «Боярыня». Первоначально сергиево-посадские матрёшки были очень разнообразными – были не только женские, но и мужские фигуры, представляющие людей различных профессий, сословий и национальностей. Но постепенно доминировать стали традиционные куклы в виде крестьянки – матери семейства в сарафане, рубахе и переднике, с предметами бытовой утвари в руках.

После всеобщего признания сергиево-посадской матрёшки в России производство этой куклы наладили и в других местах. В небольшом городе Семёнове нижегородского края стали выпускать на основе игрушек различные изделия: футляры, приборы для специй, погремушки… Другим центром производства расписных деревянных изделий в Нижегородской области стало село Полховский Майдан и посёлок Крутец. Их матрёшек отличает вытянутая фигура «столбиком», асимметрично поставленные узкие раскосые глаза, плоские брови вразлёт, едва намеченный точкой нос, маленький аккуратный рот.

Изготовлением матрёшек занимались и марийские мастера. Художники йошкар-олинской фабрики мебели и игрушек создали своеобразный тип марийской матрёшки: широко раскрытые чуть раскосые чёрные глаза, лёгкий орнамент на одежде. Наши мастера избегали цветовых фонов, максимально сохраняя светлую поверхность древесины.

На многих матрёшках, хранящихся во Всероссийском музее декоративного искусства, имеются фабричные этикетки, на которых указано: солонка, сахарница, чайница, коробка-укладка, песочный набор, пенал. У них практическое назначение считалось первостепенным. Войдя в быт советских людей такие изделия, отражали дух времени и стали предметами, имеющими эстетическую ценность. И всё-таки матрёшки традиционной формы всегда пользовались большим спросом, чем творчески переосмысленные матрёшки с «утилитарными» функциями.

Если вы хотите узнать больше про историю наших матрёшек – обратитесь в отдел периодических изданий, где вам предложат к просмотру журнал «Русское искусство». Про матрёшек в третьем номере журнала за этот год есть большая статья Анны Волковой с прекрасными иллюстрациями.

 

Информацию подготовила Н. М. Черных, библиотекарь отдела периодических изданий

Русский