НОВОСТНАЯ ПЯТНИЦА. Константы и переменные хорошей школы

26.08.2022 | 604 просмотра(ов)

Ещё несколько дней – и здравствуй, школа! Кто-то в первый раз – в первый класс, кто-то – в выпускной класс, кто-то дальше продолжит свою учёбу. Пожелаем им всем хорошей школы!

Сегодня идёт много дискуссий по поводу того, что такое хорошая школа. Интерес вызывает каждое мнение. В обсуждении активно участвует Алексей Михайлович Каменский (Санкт-Петербург), доктор педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации, профессор кафедры управления Ленинградского областного института развития образования.

В журнале «Народное образование» (№ 1, 2022 г.) опубликована его статья, в которой он приводит свои доводы и размышления.

По его мнению, в хорошей школе должно быть хорошо каждому ученику. Это значит, что тут ему представлены возможности для самоопределения (школа и предназначена для реализации этого процесса). Быть индивидуальностью, стать самим собой, понять, что тебе нужно и что сделает тебя счастливым, – вот те условия, которые должны сопутствовать образованию ребёнка в хорошей школе. Тогда появляется самый отчётливый признак хорошего образования: ребёнку нравится учиться.

В хорошей школе должно быть хорошо и учителю. Педагогу должна нравиться его работа, он должен получать от неё удовольствие. Профессия педагога, безусловно, является одной из самых творческих, что влечёт за собой необходимость постоянного поиска педагогом самого себя, развитие собственной индивидуальности. Потому что яркой индивидуальностью ученик сможет стать тогда, когда рядом с ним есть яркой индивидуальности взрослый.

Наконец, в хорошей школе складывается самобытный сплочённый коллектив, отличающийся от других школьных коллективов, со своими традициями и путями развития. В таком коллективе царит атмосфера радости, о которой так много сказано классиком педагогики В. А. Сухомлинским. Только радость эта создаётся не извне, а самими людьми, взрослыми и детьми этой школы, которые научились приносить радость друг другу. Эти простые истины и определяют хорошее образование.

Пути построения хорошей школы могут быть разными. И хорошие школы бывают хороши по-разному. Последние годы в педагогике появилось понятие именных школ. Негласно многие школы называют по именам выдающихся педагогов, заложивших основы их существования. Школы Ямбурга, Тубельского, Караковского, Пильдес, Мардер, многие другие школы названы так по именам тех людей, которые во многом и определили сложившийся в них формальный и неформальный уклад, поэтому измерять хорошие школы одним мерилом нецелесообразно. Надо ценить то значимое, что смогло сложиться в каждой конкретной школе.

В последнее время принято говорить о скрытых результатах образования, к которым принадлежат сложившийся в школе психологический климат, общий настрой на учёбу, отношения между учителями, родителями, школьниками. В таких школах руководители, как правило, управляют не людьми, а процессами, нацеленными на регулирование взаимодействия людей, процессами деятельности, не только учебой, но и всем тем, что сопровождает образование человека в широком смысле этого слова. Такой взгляд и является основой знаменитого средового подхода, в котором цель не создание для ребёнка особой среды обучения, а подготовка ученика к самостоятельному построению этой среды.

Хрестоматийным примером хорошей школы принято считать Царскосельский лицей. До сих пор его история является не до конца разгаданным феноменом.

Дискуссия о хорошей школе продолжается, в каждое время она звучит по-новому. От того, какой её видят ученики, учителя, родители, руководство всех уровней, зависит не только судьба самой школы, но и мира, в котором предстоит жить всем нам и который будут строить выпускники наших школ.

А что же именно является константами и переменными хорошей школы? Это узнаете, прочтя всю статью.

 

Информацию подготовила Н. Н. Смирнова, главный библиотекарь отдела периодических изданий

 

Русский