170 лет назад между городами открылось регулярное железнодорожное сообщение
В феврале 1842 года Николай I подписал указ о строительстве железной дороги, призванной соединить две столицы, и уже в следующем году закипела работа. Магистраль начали строить одновременно с двух сторон. Руководили работами инженеры Павел Мельников и Николай Крафт. Петербурго-Московскую железную дорогу протяжённостью 645 км, включавшую 34 станции, строили почти 8 лет. Проект двух вокзалов выполнил архитектор Константин Тон, создатель храма Христа Спасителя и Большого Кремлёвского дворца.
В августе 1851 года по готовой двухпутной железной дороге прошли пробные поезда, пассажирами которой стали воины-гвардейцы. Спустя три дня тем же путём последовал императорский поезд. Интересно, что царю и высшим сановникам при первой поездке не рекомендовалось находиться в поезде во время движения через железнодорожные мосты, и они переходили их пешком, следуя за составом. Для обеспечения безопасности движения вдоль всего пути было расставлено несколько десятков тысяч солдат. В Москве Николая I, пребывая в восторге, шумно приветствовали подданные. Официальное же открытие магистрали произошло 1 (13) ноября 1851 года. Из Санкт-Петербурга в Москву тогда отправился первый «всенародный поезд», состоявший из двух мягких, трёх жёстких и одного багажного вагона. В путешествие отправилось 192 пассажира. Общее время пути составило 21 час 45 минут. Поезд добрался до Белокаменной без происшествий. Встречали его, конечно, с оркестром. Начальником железной дороги назначили инженера путей сообщения А. Н. Романова.
В первое время между Петербургом и Москвой курсировали два пассажирских и четыре товарных состава. Пассажирский поезд состоял из 7 вагонов, а товарный – из 15.
Железнодорожники доказали: в российском климате вполне возможно бесперебойное движение по рельсам, несмотря на морозы, снега и оттепели. Всякий раз прибытие состава в те годы вызывало восхищение горожан. И москвичи, и петербуржцы стремились к вокзалам, чтобы встретить поезд, чтобы увидеть это чудо.
В начальные годы плата за проезд от Петербурга до Москвы составляла в первом классе 19 рублей, во втором – 13 и в третьем – 7 рублей. За гораздо меньшие деньги людей перевозили в товарных поездах, а летом – на открытых платформах. Для сравнения: стоимость одного билета на дилижанс из Петербурга в Москву тогда составляла 95 рублей, а путь занимал 4-5 суток. Перспективность этого технического новшества стала очевидной. Именно эта железная дорога окончательно и бесповоротно объединила две столицы огромного государства. А день открытия магистрали стал важной вехой не только в летописи железных дорог, но и в истории страны.
В свежем 44 номере «Литературной газеты» за этот год представлено множество и других статей, которые захочется прочитать – стоит только взять в руки это издание. В предлагаемом номере газеты читателя, возможно, заинтересует статья, где рассматривается проблемный вопрос на тему англицизмов в современном русском языке. Театралов должна заинтересовать статья на две страницы – «Ленком» как зеркало театральной жизни столицы», а киноманов ждёт обсуждение нового фильма «Общага» по роману популярного современного писателя Алексея Иванова.
Подготовила Н. М. Черных, сотрудник отдела периодических изданий
- 712 просмотров