НОВОСТНАЯ ПЯТНИЦА. Истоки культурного кода мари

09.09.2022 | 507 просмотра(ов)

В Год культурного наследия народов России в августовском номере журнала «Знание – сила» (№ 8, 2022) представлены очерки об особенностях самобытной культуры некоторых народов Поволжья (татар, удмуртов, чувашей, мари) и коренных малочисленных народов севера Якутии (юкагиров, чукчей, долганов, эвенков).

Известная в Республике Марий Эл и за её пределами доктор культурологии, профессор Марийского государственного университета Галина Евгеньевна Шкалина на страницах этого журнала представила духовную археологию исторического прошлого народа мари. В своём эссе «Люди Белого Бога» она размышляет об исторически сложившихся основах культуры народа мари. «Жившие в красивейших ареалах земли, наши марийские предки оставили нам в наследство свои представления о жизненных ценностях, красочные обряды, нравы и обычаи, глубокомысленные праздники, чтобы будущие поколения могли жить на этой поистине священной земле, обогащая её и себя ещё более глубокими идеями и достижениями».

Автор публикации открывает читателю заповеди Белого Доброго Великого Бога, по которым жили наши праотцы и праматери:

- не должно быть сквернословий, пустой болтовни, гнева. В старые времена боялись этого, если случалось прогневиться, только и говорили: «Пусть твоё тесто убежит! Пусть твой обед собака съест!»;

- злого человека ждёт злая участь. Добро возвращается добром, маленький камень возвращается большим камнем;

- деньги портят людей, разъедают их души. Деньги – не богатство. Созданное умом и руками – вот богатство;

- жить, как Бог – вот что нам дорого. Унижать людей – это грех, скандалить, значит быть порочным;

- злого человека ждёт злая участь. Отойдёшь от Божьего промысла, пойдёшь вопреки его Воле, нарушишь табу – тебя ждёт беда, ты потеряешь благость, тело твоё ослабнет;

- что себе доброе желаешь, того и другому пожелай;

- кто бросит в тебя камень, протяни ему хлеб;

- никому не мсти, маленькая месть приведёт к большой вине;

- Божий человек в труде живёт, у него хорошее кровообращение, и он здоров. Кто хочет жить на земле, как в раю, тот отойдёт от Божьих заветов и сам себе укоротит судьбу.

Так мыслили люди минувших эпох. Они живы для нас, благодаря нашей памяти, продолжают общаться с нами через оставленное ими наследие. Очень важно осмысленно относиться к этим заветам, ибо они смогут уберечь нас от предательского беспамятства, творения новых кумиров, повального карьеризма.

И ещё одна очень важная мировоззренческая константа, которую Галина Евгеньевна транслирует читателям научно-популярного издания. Исходя из единодушного утверждения ряда авторов, что для каждого мари идея природы является ключевой в понимании жизни, её истоков и мироустройства – «у черемисов абсолютно всё имеет душу – цветок, дерево, лесной зверь, человек, родник, гора, лес, роща, поле. В марийской духовной традиции идея природы как основа всего чувственного опыта понимается более абстрактно и изощрённо, чем идея Бога». Жизнедеятельность народа мари издревле зависела от особенностей природной среды. Ведь природа – это обитель, в ней источник энергии жизни. И чтобы не навредить природе, человек встраивался в разные уровни мироздания: не строил больших селений, адаптировался к условиям жизни в лесу, у воды, на возвышенности, накапливал и использовал знания о ягодах, грибах, диких пчёлах, зверях и птицах.

«Идея живой природы составляет ядро марийской ментальности», – утверждает ученый-культуролог. Сохранившиеся и поныне древние марийские обряды, обычаи, праздники, поведенческие модели, повседневные привычки и навыки имеют смысл в сохранении изначальных способов установления связи с природой, окружающим миром и в конечном итоге обеспечивают наше успешное существование в мире сегодня.

 

Материал подготовлен заведующей отделом периодических изданий С. Д. Шакировой

Русский