НОВОСТНАЯ ПЯТНИЦА. Этикет чтения в деталях

04.09.2020 | 1150 просмотра(ов)

За долгое время своего существования книга обзавелась множеством устройств, облегчающих её использование. Для удобства чтения лёжа, сидя и стоя изобретатели создавали столики и подставки, специальные стулья и стенды-трансформеры. Книга требовала также бережного и аккуратного отношения. От порчи и воровства её охраняли специальные приспособления, многовековую историю которых можно изучать не только по музейным экспонатам, но и по произведениям изобразительного искусства. Занимательную историю о книжных аксессуарах и не только о них читайте в восьмом номере журнала «Наука и жизнь» за этот год.

Многие ли знают, что в монастырских библиотеках средневековой Европы, а затем и в общественных библиотеках существовали приспособления, защищающие книги от воровства. Это были цепи длиной около 25-35 см, которые прикрепляли одним концом к верхней задней части переплета, а другим – к металлическому упору на столе или библиотечной полке. Цепи обеспечивали открытый доступ к книгам и одновременно их сохранность. По большей части «приковывали» в основном книги, наиболее востребованные читателями. Помимо защиты от воровства, «сажание книг на цепь» имело и более прозаическое значение. Книгохранителям уже не надо было постоянно носить с собой громадные связки ключей от шкафов, ларей и кладовых с книгами.

 Читатели получили доступ к большему числу книг, что и послужило основой для создания публичных библиотек. Книжная цепь стала символом общественного достояния и свободы доступа к знаниям. К настоящему времени сохранилось пять «цепных» библиотек. Самая большая – в Херефорде (Англия) – открыта для посетителей как музей.

В XIX – начале XX века читателям приходилось самим разделять страницы в книгах. Для этого применялись разрезные ножи, которые также заняли почётную страницу в истории развития книжного дела. Дело в том, что до появления в типографиях гидравлического пресса печатный лист с оттиском складывали в постраничную тетрадь, но не разрезали. Из тетрадей собирали книжный блок, который затем прошивали. Для изготовления ножей применяли самый различный материал: кость, металл, полированное дерево, поделочный камень. Ножи, сделанные по индивидуальным заказам из ценных материалов, служили изящными аксессуарами. Кто-то предпочитал ножи с отделкой бриллиантами – как Оноре де Бальзак, а кто-то любил простые самодельные – как Н. Г. Чернышевский. Разрезные ножи использовали ещё для помет в книге и в качестве книжной закладки.

Бороться с «собачьими ушами» – так в просторечии именовали загнутые уголки книжных страниц – призваны были книжные закладки или ляссе. Они прошли свой большой путь развития до современного вида. Сегодня популярны ЗD-закладки с голографическими изображениями и светящиеся закладки-напоминалки «Lightleaf», а также закладки-резинки с указателями строк и магнитные закладки-фиксаторы. Есть закладки-мотиваторы – с цитатами о пользе чтения и стилизованные закладки-подвески – с кистями и брелоками. Книжная закладка может быть одновременно линейкой, календарём, блоком для записей, шпаргалкой и даже часами. Дизайн-студия из Китая разработала «умную библиотечную закладку», которая считывает штрих-коды с обложек, помогая отыскивать книги на полках, и напоминает о сроках возврата. Закладка давно уже конкурирует с книгой за свою автономность и самоценность. Существует самостоятельный вид коллекционирования книжных закладок – ляссефилия.

Чем ещё изобретатели удивляли и продолжают удивлять книголюбов, вы узнаете, прочитав статью Юлии Щербининой в научно-популярном журнале «Наука и жизнь».

 

Информацию подготовила Н. М. Черных, сотрудница отдела периодических изданий

Русский