НОБЕЛЕВСКАЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ: ПРЕМИЯ ДЛЯ ПИСАТЕЛЯ, СТРАДАЮЩЕГО ДИСЛЕКСИЕЙ

03.10.2021 | 838 просмотра(ов)

В 2021 году исполняется 120 лет с тех пор, как Нобелевская премия была вручена впервые. Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных самой престижной в мире награде.

В 1916 году Нобелевская премия по литературе была присуждена шведскому писателю Карлу Густаву Вернеру фон Хейденстаму (1859-1940). В представлении Шведской академии было сказано: «В знак признания его значения, как виднейшего представителя новой эпохи в мировой литературе».

В 1916 году из-за продолжавшейся Первой мировой войны торжественной церемонии награждения в Стокгольме не было.

Будущий писатель Вернер фон Хейденстам родился в аристократической и богатой семье, в дедовском поместье Эльсхаммар на берегу озера Веттерн. Фамильная приставка «фон» в имени писателя указывает на его знатное происхождение. Один из предков Вернера служил лекарем при короле. За верную службу он был удостоен дворянского титула и взял себе имя «фон Хейденстам». Отец Вернера был военным инженером, проектировал и строил маяки. Мать принадлежала к местной знати. Большую часть времени семья жила в Стокгольме, но каникулы мальчик часто проводил на озере Веттерн, в родовом имении.

В семье была замечательная библиотека, которую собирало не одно поколение фон Хейденстамов. Вернер имел прекрасную возможность с ранних лет познакомиться с книгами Ксенофона, Тацита, Плутарха… Застенчивый и физически слабый мальчик зачитывался стихами и героическими сагами. Учителя школы, где он учился, признавали, что Карл Вернер был весьма одаренным ребенком. Но он страдал дислексией (нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению). Здоровье с годами ухудшалось, успеваемость, соответственно, тоже.

В 17 лет Вернер вместе с двоюродным братом Эрнстом был отправлен в путешествие по Ближнему Востоку и Западной Европе (Греция, Италия…). Родители надеялись, что климат Средиземноморья пойдет сыну на пользу. Во время путешествия Карл Густав писал стихи и много рисовал.

В 1880-м году юный Вернер женился на швейцарке Эмилии Уггла.  Определенных планов на будущее у молодого человека не было, но путешествия пробудили интерес к искусству. Отец решил послать сына в Париж. Вернер и его молодая жена отправились сначала в Рим, затем во Францию. Фон Хейденстам твердо решил, что станет художником и начал учиться живописи в Париже. Но уже через год отказался от этой идеи и вернулся в Италию. Позже супруги поселились в Швейцарии. Там будущий поэт познакомился с Августом Стриндбергом, который в то время был уже известным писателем. И, хотя Стриндберг был на несколько лет старше Вернера, между ними возникли дружеские, доверительные отношения. Они подолгу беседовали, обсуждали творческие планы, пытались предугадать будущее шведской литературы. В это время Вернер отчетливо понял, что именно литература является его истинным призванием, и начал серьезно заниматься поэзией.

В 1887 году Вернер фон Хейденстам вернулся в Швецию, так как тяжело заболел его отец. Поселился он в родовом имении.

В 1888 году вышел в свет его первый поэтический сборник «Паломничество. Годы странствий». В лирических стихах отразились впечатления от путешествий по Средиземноморью. Поэзия Вернера, в отличие от современной реалистической поэзии и мрачной натуралистической литературы, была насыщена сочными, красочными образами и обожанием красоты. Никакой печали и безысходности, никакой серости, никаких будней, а сплошной праздник, яркая восточная экзотика и трогательные детские и юношеские воспоминания… Поэтический дебют сразу поставил Вернера во главе шведского неоромантизма и принес молодому поэту широкую известность.

После выхода второго поэтического сборника «Стихи» поэт по праву стал ведущей фигурой в шведской литературе.

Начиная с 1896 года, Вернер, с детства увлеченный героическими сагами и историей своей страны, попытался создать новую национальную мифологию. Он задумал написать книгу о Карле XII, при котором Швеция сделалась мощной европейской державой. Фон Хейденстам отправился в путешествие по следам легендарного короля: Константинополь, Полтава, Москва, Санкт-Петербург… Книга «Karolinerna», написанная в результате исторических изысканий, имела большой успех. Вернер изобразил Карла героем, готовым к самопожертвованию, представил его нравственным идеалом нации.

Героическому прошлому Швеции посвящены все лучшие книги Вернера фон Хейденстама. Самая монументальная его работа – эпический роман в двух томах «Древо Фолькунгов», где ярко описывается история знаменитого древнего шведского рода, разворачивающаяся в средние века.

В 1912 году писатель был принят в члены Шведской академии.

С годами поэзия Вернера все больше приобретает философский характер. Сборник «Новые стихи» (1915) повествует о возвышенном человечестве, о мудрости возраста, о красоте природы. Этот сборник еще раз подтвердил его репутацию выдающегося лирического поэта Швеции.

К сожалению, после публикации сборника «Новые стихи» литературная карьера фон Хейденстама фактически завершилась. За оставшиеся 25 лет жизни он не выпустил больше ни одной новой книги. В 20-е годы Вернер построил себе дом в Эвралиде, на берегу озера Веттерн, и жил в нем до самой смерти.

В 30-х годах у Хейденстама начали появляться психические проблемы: приступы гнева, проблемы с речью, галлюцинации. Работать он больше не мог. Его незаконченная книга «Когда цвели каштаны», представляющая собой идеализированные воспоминания о детстве, вышла уже после его смерти, в 1941 году.

На русский язык Вернера фон Хейденстама переводили мало и редко. В 1999 году, например, был издан сборник, который познакомил русского читателя со стихами, историческими хрониками и драматическими произведениями шведского писателя.

Когда-то считавшийся лучшим поэтом Швеции, «самой яркой звездой в созвездии самобытных художников, которые возродили шведскую поэзию», Вернер фон Хейденстам скоро утратил популярность. Интерес к нему снизился и, в конце концов, пропал вовсе. Книги шведского автора, лауреата Нобелевской премии 1916 года совершенно выпали из поля зрения читателей. О нем лишь изредка вспоминают историки литературы. Однако Центр чтения располагает экземпляром книги 1999-го года. И, если вам любопытны мотивы, которыми руководствовались члены Комиссии по присуждению Нобелевской премии по литературе в 1916 году, то рекомендуем познакомиться с творчеством шведского поэта, драматурга, прозаика Вернера фон Хейденстама. 

 

Материал подготовила сотрудник Центра чтения Нагибнева И.Н.

Русский