НОБЕЛЕВСКАЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ: премия для министра финансов Испании

15.04.2021 | 917 просмотра(ов)

Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных самой престижной в мире Нобелевской премии. Напоминаем, что в 2021 году исполняется 120 лет с тех пор, как в 1901 году премия была вручена впервые.

Как мы уже говорили, Нобелевскую премию 1904 года поделили два автора: провансальский поэт Фредерик Мистраль и испанский драматург Хосе Эчегарай.  Сегодня речь пойдет об испанце.

На протяжении жизни целого поколения (последняя треть 19 – начало 20 веков) репертуары испанских театров были наполнены произведениями Эчегарая. Он был безумно популярен у себя на родине. Его пьесы охотно ставили и по всей Европе: в Германии, Франции, Италии, Великобритании, Швеции…

В 72 года Эчегарай первым из соотечественников стал обладателем Нобелевской премии по литературе с формулировкой: «За многочисленные заслуги в возрождении традиций испанской драмы».

Кто бы мог подумать, что известный в Европе драматург в свое время отказался от министерского портфеля в пользу литературного творчества.

Хосе Эчегарай (1832-1916) родился в семье врача, который позже стал профессором, преподавателем греческого языка. Раннее детство будущего писателя прошло в старом квартале Мадрида, где некогда жили Сервантес и Лопе де Вега. Наверное, это бесценно для ребенка – дышать тем же воздухом, что и его гениальные предшественники, видеть те же пейзажи…

Позже семья переехала в Мурсию, небольшой городок на побережье Средиземного моря. Глава семьи начал преподавать греческий язык в Мурсийском институте. Этот же институт уже в 14 лет окончил его талантливый сын Хосе, получив степень бакалавра философских наук. Интересы юноши были весьма разнообразны: литература, философия, театр, но главной его любовью стала математика. Поэтому после получения классического образования он продолжил учебу в Техническом училище инженеров-путейцев, которое тоже окончил досрочно.

Уже в 20 лет, получив еще один диплом, Эчегарай занялся строительством дорог, мостов, туннелей. Затем начал преподавать прикладную и теоретическую математику в родном вузе. Им написано множество статей и монографий по этим дисциплинам. Как один из ведущих математиков страны он был избран в члены Королевской испанской академии.

С середины 60-х годов Эчегарай активно занялся политикой. После событий «Славной революции»1868 года, когда была низложена испанская королева Изабелла II, он занял пост министра общественных работ, а позже – министра финансов. По его инициативе был учрежден Национальный банк Испании.

В 1874 году, когда в Испании была реставрирована династия Бурбонов, Эчегарай ненадолго эмигрировал во Францию и поселился в Париже. Попав в атмосферу парижской богемы, он внезапно решил, что желает заниматься исключительно творчеством, и принялся за сочинение своей первой пьесы.

Заядлым театралом Эчегарай сделался давно, еще в студенчестве. Раз в неделю, а то и чаще, он непременно посещал спектакли, покупая билеты на дешевые места.

И вот, вернувшись из Парижа в Мадрид, начинающий 42-летний драматург предлагает театру свою первую пьесу, подписанную псевдонимом. Комедия «Чековая книжка» (1874) поднимает проблемы современной семьи. Сюжет выстроен в духе традиционного любовного треугольника: подозрительная и ревнивая жена, легкомысленный муж и коварный друг. Спектакль, поставленный по этой пьесе, имел бурный успех у публики. Тайна авторства вскоре была раскрыта, и Эчегарай сделал решительный выбор: без колебаний оставил пост министра финансов и полностью посвятил себя театру. Так резко поменять свою сложившуюся, вполне благополучную судьбу на пятом десятке лет решится далеко не каждый!

В дальнейшем из-под пера Эчегарая выходило по 2-3 пьесы в год. Всего им написано около 70-ти драматических произведений, половина из которых – в стихотворной форме.

С каждой новой поставленной пьесой успех Эчегарая только возрастал: романтическая драма «Жена мстителя» (1874), трагедия «В рукоятке шпаги» (1875), пьесы на исторические сюжеты «Гладиатор из Равенны» (1876), «На столбе и на кресте» (1878), «Под сенью смерти» (1879).

Будучи выдающимся математиком, склонным все подвергать анализу, Эчегарай десятилетиями проводил, по сути, «лабораторные исследования и эксперименты» в поисках эффективных способов оказывать воздействие на зрителя. Он все больше и больше оттачивал свое мастерство. Каждое новое произведение – это расчетливый поиск адекватной драматической формы, стремление обеспечить пьесе крепко завязанный сюжетный узел, рельефное и энергичное нарастание конфликта и обязательно – впечатляющая концовка! При этом, будучи небывало популярным автором, он мог делать ставку на лучших актеров лучших испанских театров.

Эчегарай был убежден, что пришедшие в театр зрители ни в коем случае не должны скучать. Необходимо заставить их сопереживать героям на сцене, Для этого их надо поразить, заинтриговать, устрашить, рассмешить, заставить рыдать… Необходимо каждый раз добиваться очищающего душу художественного потрясения, то бишь, катарсиса!

Эти основополагающие тезисы своей эстетической программы Эчегарай изложил в 1894 году, произнося речь при вступлении в Королевскую академию, куда его избрали еще раз, теперь уже не как математика, а как литератора. В 1904 году Эчегараю присудили Нобелевскую премию, а в 1912 году дважды академика и нобелиата наградили рыцарским орденом Золотого руна.

Едва ли пьесы Эчегарая знакомы современному российскому зрителю, поэтому позволим себе рассказать о самой значительной и яркой из них.

«ВЕЛИКИЙ ГАЛИОТО» («Великий Галеотто») (1881). Пьеса рассказывает о том, как слухи, ложь, клевета приносят непоправимый вред невинным людям, разрушают семью.

Сюжет таков: по мнению ханжеского общества, Теодора, молодая супруга почтенного дона Хулиана, состоит в тайной любовной связи с другом семьи Эрнесто. Молодые люди не помышляют ни о чем дурном, но светские сплетники поставляют все новые и новые подробности этой якобы существующей связи. Благочестивый дон Хулиан вначале не верит в виновность своей жены, противится слухам, но под напором общественного мнения начинает сомневаться в честности близких ему людей. Он вызывает на дуэль одного из самых злостных клеветников, получает тяжелое ранение и умирает в полной уверенности, что два самых дорогих ему человека – жена и тот, кого он почитал за сына, – предали его.

Оклеветанная молвой и проклятая мужем Теодора изгоняется из общества. И только Эрнесто не отворачивается от несчастной и берет ее под свою защиту. И вот теперь, когда герои вместе противостоят трагическим испытаниям, между ними вспыхивает любовь.

Имя Галиото давно стало синонимом сводничества. Оно отсылает зрителя к средневековым рыцарским романам, где Галиото, слуга королевы Джиневры, свел ее с рыцарем Ланселотом. В пьесе Эчегарая   «великий Галиото» -  это ханжеское общество и лживая молва.

Пик славы испанского драматурга пришелся на 80-90-е годы 19 века. А потом молодежь испанской литературы начала «покусывать» маститого «старика», называя его пьесы чересчур сентиментальными, нарочитыми и неактуальными. Его обвиняли в эпигонстве, в консерватизме, в утрате связи с насущными проблемами народа и во всех прочих грехах. Стиль его признали устаревшим, а его пьесы назвали «барьером на пути познания современной жизни».

В 1908 году 76-летний Эчегарай еще «творчески огрызнулся», создав пьесу «Избранник и толпа», а потом отошел от писательской деятельности.

Творениям Эчегарая не суждено было пережить время. Они остались лишь фактом истории национальной драматургии. Но то, что его пьесы явились связующим звеном между театром классическим и театром современным, - это неоспоримый факт!

 

Материал подготовила сотрудник Центра чтения И.Н. Нагибнева.

Русский