НОБЕЛЕВСКАЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ: ПРЕМИЯ ДЛЯ «БАЛОВНЯ СУДЬБЫ».

03.08.2021 | 828 просмотра(ов)

В 2021 году исполняется 120 лет с тех пор, как Нобелевская премия была вручена впервые. Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных самой престижной в мире награде.

Лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1910 году стал немецкий новеллист, поэт, переводчик ПАУЛЬ ЛЮДВИГ фон ХЕЙЗЕ (1830-1914).

Вот уж кого можно с полным правом назвать баловнем судьбы! Красивый, богатый, знаменитый, талантливый! Помимо литературного дарования он замечательно рисовал и музицировал. Он – почетный гражданин Мюнхена. Ему было пожаловано дворянское звание. А под конец долгой и насыщенной интересными событиями жизни Хейзе была вручена еще и Нобелевская премия с формулировкой: «За художественность, идеализм, которые он демонстрировал на протяжении своего долголетнего и продуктивного творческого пути как лирический поэт, драматург, романист, автор всемирно известных новелл».

Из-под пера писателя вышло 24 тома новелл, 6 романов, около 60 пьес и 9 поэтических сборников.

Родился Пауль Хейзе в Берлине, в семье профессора классической филологии Карла Людвига Хейзе и Юлии Хейзе, дочери придворного прусского ювелира. Именно от матери, «необычайно яркой и эмоциональной женщины», вышедшей из образованной и состоятельной еврейской семьи, Пауль унаследовал богатое воображение и страсть к сочинительству. Кроме того в их доме постоянно бывали известные ученые, писатели и художники. По праву рождения молодой человек получил доступ в лучшие аристократические салоны Берлина.

Путь Пауля был предопределен. Элитную гимназия он окончил с отличием. Затем изучал классическую филологию в Берлинском университете, историю искусств и романских языков в Бонне. В то время было принято обучаться не в одном учебном заведении, а в нескольких, проводя в каждом, если позволял материальный достаток, по два-три года. Пауль Хейзе защитил диссертацию по романской филологии, позже получил докторскую степень за работу, посвященную трубадурам. Его удостоили государственной стипендии для научной поездки в Италию. Там, в библиотеке Ватикана, Хейзе увлеченно работал со старинными рукописями, но был со скандалом исключен из числа читателей, так как его уличили в запрещенном переписывании неопубликованных рукописей.

Именно в Италии Хейзе, очарованный итальянской природой и влюбившийся в произведения Данте, Боккаччо и Леопарди, начал писать стихи, пьесы и рассказы. Кстати, на протяжении всего творческого пути произведения Хейзе будут иметь весьма ощутимый «итальянский оттенок».

В 1853 году Пауль Хейзе вернулся в Германию и продолжил заниматься литературной деятельностью.

Король Баварии Максимилиан II лично пригласил Пауля Хейзе жить в Мюнхене и состоять при королевском дворе. Такая практика покровительства талантливым творческим личностям была весьма распространена в Германии тех лет. На молодого поэта были возложены совсем не обременительные обязанности – активно участвовать в насыщенной интеллектуальной жизни, которую Максимилиан II старательно культивировал вокруг своей королевской особы. Талантливый начинающий литератор должен был принимать участие в «королевских симпозиумах» (интеллектуальных дискуссиях), проходивших каждую неделю в королевской резиденции. Король предложил Паулю большую стипендию и пожаловал ему титул профессора Мюнхенского университета без обязательства читать лекции. Так Хейзе оказался материально обеспеченным до конца своей жизни!

Вместе с другими литераторами он организовал в Мюнхене поэтический клуб «Die Krokodilе». Название общества связано с сатирическим стихотворением одного членов клуба Германа Линга «Сингапурский крокодил», которое начиналось так:

«В нильских водах живет крокодил.

Живет и живет, лотос жуёт…»

Хейзе и его соратники решили, что образ древней рептилии, живущей в уединенном пруду, который защищает ее от подлого и жестокого внешнего мира, отлично подходит для поэтов-идеалистов. Кстати, поэтическое общество «Крокодил» просуществовало неожиданно долго: с 1856 года по 1882.

Это было общество поэтов-эстетов, сторонников чистого искусства, категорически не интересующихся политикой. Каждому участнику обязательно давалось клубное прозвище в духе заданной тематики. Пауля Хейзе друзья называли Ящерицей.

Были у молодого Хейзе и яркие подвиги на любовном фронте. Университетские профессора всерьез опасались за моральный облик своих жен, которые не могли устоять перед обаянием и красноречием молодого ученого-поэта. Его эстетские стихи, проникнутые изысканной эротикой и проповедующие «языческое наслаждение жизнью», сражали наповал женщин любого возраста.

Один за другим выходили в свет поэтические сборники Хейзе: «Книга набросков», «Песни и картины», «Итальянские стихи»… Некоторые стихи из этих сборников, бесспорно, принадлежат к лучшим образцам немецкой лирики.

Как драматург он тоже был весьма продуктивен, но его трагедии, созданные на темы немецкой истории и на библейские темы, большого успеха не имели.

Из крупных произведений, написанных Паулем Хейзе, критика и читатели хорошо приняли романы «Дети века» и «В раю», где рассказывалось о жизни мюнхенских художников-эстетов.

Но наибольшей популярностью у читающей публики пользовались его новеллы. «Маленькая Лизавета», «Лесной смех», «Строптивая», «Колдовство среди бела дня», «Последний кентавр», «Пизанская вдова», «Кольцо», «Записки молодой больной» - всего Паулем Хейзе написано более сотни ярких психологических новелл с неожиданными финалами. Именно они имели большое значение для развития немецкой литературы. Многие новеллы Хейзе вошли в альманах «Сокровища немецкой новеллы».

Слава писателя неуклонно росла. Критики пророчествовали, что Пауль Хейзе даст свое имя литературной эпохе, в которую жил и творил. Подобно тому, как в немецкой литературе есть понятие «время Гете», говорили они, появится и понятие «век Хейзе».

В 1884 Хейзе получил премию Шиллера, в 1900 его избрали почетным гражданином Мюнхена, а в 1910 он был удостоен Нобелевской премии по литературе. На церемонии вручения награды в Стокгольме Пауля Хейзе назвали «самым интересным поэтом современной Германии». Хотя, справедливости ради, отметим, что к моменту получения Нобелевской премии пик его популярности был уже позади.

Пророчества не сбылись. Литературная слава немецкого поэта оказалась недолговечной. В истории немецкой литературы так и не появился термин с именем Хейзе.

Умер писатель от воспаления легких в 1914 году, за несколько месяцев до начала Первой мировой войны.

К сожалению, после смерти Пауль Хейзе был полностью забыт. О нем изредка вспоминают литературоведы, в том числе и российские, изучающие немецкую литературу второй половины 19 века. Они утверждают, что книги Хейзе не только не устарели, но и являются сверхсовременными, очень легко читаются, а его умению создавать женские образы могут позавидовать многие современные писатели.

Вполне возможно, что новеллы Хейзе дождутся своего звездного часа и своего переводчика.

 

Материал подготовила сотрудник Центра чтения И.Н. Нагибнева.

 

На фото:

1. Пауль Людвиг фон Хейзе, лауреат Нобелевской премии по литературе 1910 года.

2. Юлия Хейзе, мать писателя.

3. Портрет юного Пауля Хейзе работы Эдуарда Магнуса, 1849.

4. Максимилиан II, король Баварии, ко двору которого был приглашен молодой поэт Пауль Хейзе.

5. Собрание поэтического общества «Крокодил». В центре – Пауль Хейзе.

6. Роман Пауля Хейзе «В раю» (1875).

7. Пауль Людвиг фон Хейзе, немецкий поэт, новеллист, переводчик.

 

Русский