НОБЕЛЕВСКАЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ: 1906 год. И опять не Толстой!

30.04.2021 | 962 просмотра(ов)

В 2021 году исполняется 120 лет с тех пор, как Нобелевская премия была вручена впервые. Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных этой награде.

В 1906 году Нобелевскую премию по литературе получил итальянский поэт Джозуэ Кардуччи. В настоящее время как поэт он совершенно забыт, даже в Италии. Известен, пожалуй, только тем, что, по мнению мировой общественности, получил Нобелевскую премию вместо Льва Толстого.

Джозуэ Кардуччи (Алессандро Джузеппе Кардуччи) (1835-1907) - выходец из древнего флорентийского рода. Его отец – страстный поклонник итальянского поэта Алессандро Мандзони. Сына он назвал именем своего любимого стихотворца. Врач, знающий латынь досконально, он сам учил сына этому древнему языку, причем, весьма сурово. И воспитывал его тоже очень жестко, чтобы не сказать жестоко. Так, например, мальчик воспитывал волчонка и птенца сокола. Отец, узнав об этом, волчонка кому-то отдал, а с соколенком поступил еще хуже… Удар по психике ребенка был колоссальный. Кроме того, за шалости отец запирал мальчишку в полутемной комнате и заставлял его читать и учить наизусть скучную «Католическую мораль» своего любимого Мандзони. Надо ли говорить, что юный Алессандро Кардуччи возненавидел… нет, не отца, а поэта Мандзони, в общем-то, ни в чем не повинного, и ненавидел всю жизнь до такой степени, что систематически исключал его имя из своих «Очерков развития национальной литературы в Италии». И даже для своего литературного псевдонима вместо ненавистного имени Алессандро он взял имя Джозуэ.

Мать будущего поэта, женщина умная и образованная, воспитывала сына в духе горячей любви к Италии, а читать его учила по патриотическим одам итальянских поэтов.

Мальчик, с раннего детства погруженный в мир поэзии, уже в 10 лет начал писать очень неплохие стихи. Гимназическое образование он получил во Флоренции, а университетское – в Пизе. Преподавал риторику, греческий язык в лицеях, а затем в профессорском звании – классическую итальянскую литературу в университете Болоньи. В этом городе он и прожил всю свою жизнь.

Позже в доме поэта разместили музей и его огромную библиотеку, насчитывающую более 40 тысяч томов. Кстати, книги были разобраны и каталогизированы самим Кардуччи. В комнатах музея сохранена подлинная обстановка: потолки, разрисованные цветочными узорами, венецианские полы, ручной росписи обои, гранитный умывальник, плетеное венское кресло и т.д. К дому-музею примыкает сад, где установлен памятник поэту работы скульптора Леонардо Бистольфи (1928).

Первый поэтический сборник 22-летнего Кардуччи «Юношеские стихи» (1857) остался неоцененным. Но в 1863 году его стихотворение «К сатане» наделало в Италии много шума. Консерваторы и клерикалы истово негодовали. Да, скандал и в середине 19 века уже был мощным двигателем творческой карьеры!

С этого момента все последующие сборники стихов Кардуччи незамеченными не оставались. В них – много нежных элегий, изящных идиллий, веселых канцонов, много теплого чувства и задушевности. Также – много стихов гражданского звучания, которые давно уже стали хрестоматийными. Наполненные героизмом и республиканским пафосом, они славят итальянских героев, таких как Джузеппе Гарибальди, воспевают славное прошлое и величественное будущее родной страны, призывают к борьбе за единство Италии. Не случайно музу Кардуччи называли «энергичной и воинственной».

Однако для знакомства с творчеством Кардуччи мы выбрали очень тонкое, пронзительное стихотворение, повествующее о чувствах родителей, потерявших своего ребенка.

 

ПЛАЧ ИЗВЕЧНЫЙ (пер. А. Архипова)

 

Зеленых свежих веток рукою ты касался,

Он и тогда казался кровавым этот цвет.

Гранат наш снова зелен в саду пустынном этом,

Как он прекрасен летом, когда теплом согрет.

 

А ты, мой бедный отрок, поникший стебелек мой,

Всей этой жизни блеклой навек увядший цвет,

Лежишь в земле холодной, зарыт в могиле черной…

О, этот необорный, щемящий, лютый бред…

 

Исследователи считают, что высшего совершенства поэт достиг в жанре сатиры. Его сатирические вирши были весьма едкими, страстными, наполненными беспощадными нападками в адрес политических противников.

На рубеже веков Кардуччи получил некоторую известность в России. Несколько его стихов были переведены К. Бальмонтом и А. Ахматовой.

Но, как оказалось, поэтическое наследие Кардуччи не так уж и велико. Из 30-ти томов его сочинений стихи занимают всего 4 книги. А остальные – наполнены научными монографиями и полемическими эссе на самые разные темы: от литературоведения до политики.

Кардуччи, действительно, являлся блестящим литературоведом. Он – автор многочисленных исследований, посвященных, в том числе, и эпохе итальянского Возрождения. В филологических кругах хорошо известны его работы о Данте, Петрарке, Боккаччо, Кальдероне…

Кардуччи пользовался репутацией образованнейшего человека своего времени и был в дружеских отношениях с одной из самых просвещенных женщин Италии – королевой Маргаритой Савойской. Ей он посвятил оду «Королеве Италии».

Слава Кардуччи на родине была велика. Он стяжал все возможные лавры в своей стране. Соотечественники его обожали и считали лучшим итальянским поэтом современности. В 1890 году он получил официальное признание – его избрали в итальянский сенат. Кстати, сенатором он стал именно благодаря своей литературной репутации.

В 1906 году на него обрушилась и мировая слава – Нобелевская премия по литературе. Причем, при голосовании среди членов Шведской академии не было разногласий. За кандидатуру итальянского поэта проголосовали единогласно. Официальная формулировка гласила, что премия присуждается «не только за глубокие знания и критичный ум, но, прежде всего, как дань уважения творческой энергии, свежести стиля и лирической силе его поэтических шедевров».

А теперь просто добавим: в этом же 1906 году на Нобелевскую премию повторно (первый раз – в 1901 году) был номинирован Л.Н. Толстой… И снова не получил ее… Кандидатуру великого русского писателя выдвинула Российская Императорская академия наук. Узнав, «какая честь ему оказана», граф обратился к знакомому финскому писателю и переводчику Арвиду Ярнефельду с просьбой поспособствовать, «чтобы премию ему не присуждали, потому что он ее все равно не возьмет». Великий «яснополянский мудрец» считал, что «всякие деньги могут принести только зло».

Видимо, это заявление Толстого было доведено до сведения шведских академиков, и те, побоявшись отказа, награду великому писателю опять не присудили. Ее получил, как мы теперь уже знаем, мало кому известный за пределами своей страны итальянский поэт.

Общественность снова негодовала. Престиж литературной Нобелевской премии явно пошатнулся. Забегая вперед, скажем, что спустя несколько лет Шведская академия решила, вопреки сложному характеру патриарха мировой литературы, Нобелевскую премию Толстому все-таки присудить, даже если он откажется от нее, даже если будет скандал. Это решение было принято в 1910 году.

Но тут вмешался неумолимый рок. За три недели до объявления победителя Л.Н. Толстой скончался. Величайший писатель мира так и не получил премию Нобеля.

А нобелиат 1906 года Джозуэ Кардуччи по состоянию здоровья не смог прибыть в Швецию на церемонию награждения. Через два месяца он скончался от гриппа, осложненного воспалением легких. Итальянский поэт был похоронен со всеми воинскими почестями на Монументальном кладбище в Болонье.

Как бы там ни было, но в истории мировой литературы Джозуэ Кардуччи навсегда останется лауреатом Нобелевской премии.

 

Материал подготовила сотрудник Центра чтения И.Н. Нагибнева

Русский