«Я думаю, что популярность Таривердиева – и музыкальная, и человеческая – основывается на его оригинальности. Есть какая-то неповторимость – и в таланте его, и в личности». Р. Щедрин.
15 августа исполняется 90 лет со дня рождения Микаэла Таривердиева (1931-1996 гг.) - композитора, который в представлении публике не нуждается. Стоит назвать фильмы «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» или «Семнадцать мгновений весны», как слушатель безошибочно воспроизводит в памяти мгновенно узнаваемую таривердиевскую интонацию и сами знаменитые мелодии из этих фильмов.
Но был и другой Таривердиев. В юности студент Музыкально-педагогического института (ныне Академия музыки) имени Гнесиных в классе Арама Хачатуряна, ставший позже автором опер «Граф Калиостро», «Ожидание», балета «Девушка и Смерть», органной симфонии «Чернобыль», инструментальных концертов, фортепианного трио и других сочинений. Отличительной особенностью любого из этих произведений является их самобытная индивидуальность.
Микаэл Таривердиев ворвался в наш музыкальный мир через кинематограф - он написал музыку более чем к 80 фильмам, и его признание не было случайным. К середине 50-х годов ХХ века в отечественной киномузыке наметился определённый застой. Таривердиев одним из первых почувствовал это и сумел сказать новое слово: его музыка стала равноправным действующим лицом фильма.
Во многом именно от Таривердиева ведёт своё начало освоение нашей музыкой современной поэтической речи. С ним связано вхождение в вокальную лирику имён таких поэтов, как М. Цветаева, Е. Мартынов, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина.
Таривердиев и человеком был очень интересным, незаурядным, увлечённым: фотография была его страстью, в зрелом возрасте он прекрасно овладел виндсерфингом. Композитор поражал современников редкостным оптимизмом, жизненной стойкостью. Нельзя сказать, что на его долю всегда выпадали только радостные минуты, были и трудные времена. Но он – один из тех, кто, говоря словами Пушкина, «жизни холод с годами вынести сумел». М. Таривердиев действительно сумел вынести многое и при этом остаться самим собой – остаться жизнелюбом.
У этого талантливого художника – своё лицо, свои завоевания, свои открытия. Его искания, его находки оказали благотворное влияние на нашу музыку.
Использованная литература:
Таривердиев, М. Мгновения : песни и романсы из кино- и телефильмов / Микаэл Таривердиев. – Санкт-Петербург : Композитор, 2003. – 94 с.
Цукер, А. Микаэл Таривердиев / А. Цукер ; вступ. ст. Р. Щедрина. – Москва : Советский композитор, 1985. – 306 с.
Материал подготовлен главным библиотекарем отдела литературы по искусству Рыбаковой Л. В.
- 882 просмотра