НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНЫХ. Виражи судьбы «мамы Карлсона»

27.09.2023 | 215 просмотра(ов)

Астрид Анна Эмилия Эрикссон (известная шведская писательница Линдгрен) прожила полную удивительных событий жизнь: оставила новорожденного сына приёмным родителям и служила в шведской разведке; повлияла на изменения в законодательстве Швеции, увольнение министра финансов и начало реформы налоговой системы; пожертвовала более 10 млн. шведских крон на благотворительность и стала самой влиятельной женщиной Швеции. Эти факты легко могли бы вписаться в биографию государственного деятеля, но никак не детской писательницы.

Астрид родилась 14 ноября 1907 года на юге Швеции. Эрикссоны воспитывали детей в религиозных традициях и имели безупречную репутацию в крохотном городке на 3500 жителей. Поэтому когда старшая дочь в 15 лет отстригла косы и надела брюки на мужской манер, в спокойном Виммербю стали перешептываться. К тому же сразу после школы Астрид уговорила родителей разрешить ей устроиться на практику в главную газету города. Между талантливой 18-летней девушкой и 50-летним главным редактором газеты Райнхольдом Блумбергом начался роман, который закончился беременностью. Астрид не хотела позора своей семье и уехала в Данию, где незамужней беременной женщине не задавали лишних вопросов. По желанию матери вместо фамилии присваивался номер. Так на свет появился мальчик «1516 b», которого Астрид назвала Лассе.

У девушки совершенно не было денег, поэтому ей пришлось на время оставить сына приёмным родителям. Она постоянно навещала его, но этот период жизни не забывала никогда.

В 1928 году директор Королевского автомобильного клуба Стуре Линдгрен взял её на место секретаря, а через два года предложил выйти за него замуж. Для Астрид этот брак стал тихой гаванью.

Писательская карьера Астрид Линдгрен началась как раз во время брака со Стуре. Она сидела дома с сыном дома и часто рассказывала ему истории, которые придумывала на ходу. Самые удачные записывала, а в 1933 году её сестра, чтобы помочь Астрид с деньгами, способствовала публикации этих рассказов в газетах и журналах.

Во время Второй мировой войны, с 1940 по 1945 год, Линдгрен работала на должности аналитика в отделе шведской разведки, который занимался перлюстрацией (тайным прочтением) писем почтовой службы Стокгольма. Она досматривала входящие и исходящие за рубеж отправления. Это была «секретная и грязная», по словам самой Астрид, работа, но семье нужны были деньги, и так можно было чувствовать себя причастной к большому делу.

В военные годы Астрид Линдгрен опубликовала и первую серьёзную книгу «Пеппи Длинныйчулок», сделавшую её знаменитой на весь мир. Владелец издательства не только опубликовал книгу, но и взял её на должность редактора, где она проработала до выхода на пенсию в 1970 году. За это время Линдгрен написала более 70 книг, включая самые всемирно известные «Мио, мой Мио!», «На острове Сальткрока», «Карлсон, который живёт на крыше».

Однако бурную натуру Линдгрен занимала не только литература. В 1976 году, заполняя декларацию о налогах, писательница обнаружила, что её налоги составляют 102% от доходов. Тогда Астрид сочинила знаменитую сатирическую сказку, в которой высмеяла налоговую политику Швеции. Министр финансов был глубоко возмущён сказкой Линдгрен, и это положило начало дискуссии о реформах шведской налоговой системы. Весь год писательница обменивалась с политиком колкими эссе на страницах газет, и в итоге на сентябрьских выборах социал-демократы потерпели поражение, а Стрэнга убрали с поста министра.

Кроме того, Астрид не терпела насилия, особенно в отношении детей. Авторитет и чёткая позиция писательницы привели к изменениям в законодательстве, и в 1979 году Швеция запретила телесные наказания детей.

Весной 2015 года в Швеции были опубликованы военные дневники Линдгрен «Мир сошёл с ума. Дневники 1939-1945». В них писательницей сделаны записи, совсем не согласующиеся с гуманизмом.

 «18 июня 1940 года. Ослабленная Германия означает для нас, шведов, лишь одно: русские сядут нам на шею. А если уж на то пошло, то лучше я буду всю оставшуюся жизнь кричать «Хайль Гитлер!», чем иметь здесь, в Швеции, русских. Ничего более отвратительного я не могу себе и представить».

«...24 января 1943. У немцев дела стали ещё хуже. Под Сталинградом эти несчастные солдаты сидят в земляных норах, а вход в них взяли на мушку русские снайперы. А в России сейчас холодно. Бедные люди, что я могу сделать, если мне жалко этих немецких солдат, когда они так ужасно страдают!».

«...29 января 1943. После полутора лет, разорвали кольцо вокруг Ленинграда. Надо быть русскими, чтобы перенести такие страдания, какие вынесло население Ленинграда. Собак, кошек, крыс съели давным-давно, и, как утверждает фру Медин, согласно источникам из Финляндии, там в последнее время продавали человечину – но это никак ведь не может быть правдой. Да, дай Бог, чтобы русские никогда сюда не пришли».

«6 февраля 1944 года. 10 немецких дивизий попали в страшную передрягу у Днепра, им грозит полное уничтожение. Русские подошли почти вплотную к границе Эстонии, и эстонцы бегут массами. В Финляндию и Швецию. Многие в маленьких лодках приходят на Готланд. Всё что угодно лучше, чем попасть в руки русских».

«19 июля 1944 года. Льется кровь, людей калечат, горе и отчаяние повсюду. А меня это всё не волнует. Меня интересуют только мои собственные проблемы».

Военные дневники Астрид Линдгрен – это исторический документ, позволяющий взглянуть на Вторую мировую войну глазами европейца, оставшегося в стороне от кровавого кошмара.

Автор любимых книжек детства в 1940-х годах была отъявленной русофобкой. Впоследствии, правда, всемирно признанная детская писательница, проповедовавшая идеалы гуманизма, подобного отношения к нашей стране не выказывала. Детские книжки госпожи Линдгрен из-за её тех или иных взглядов не станут хуже. А творить себе кумира не стоит даже из самых выдающихся литераторов – чтобы потом не переживать жёстокого разочарования.

Линдгрен прожила 94 года, застав весь XX век. На её похоронах присутствовала шведская королевская семья, а прощание с писательницей показывали по местному телевидению в прямом эфире. Астрид была больше, чем просто автор сказок, – её имя олицетворяло главные благодетели свободного человека, который не пасует перед трудностями на пути к защите собственных идеалов.

При подготовке материала использованы публикации и фотографии из открытых источников.

 

Материал подготовила заведующая отделом социально-экономической литературы С. П. Колчина

Русский