16 июля исполняется 150 лет со дня рождения Руаля Энгельбрегта Гравнинга Амундсена (1872-1928) – норвежского полярного путешественника-исследователя. Амундсен был награждён государственными и общественными наградами многих стран мира, в том числе имел высшую государственную награду США – Золотую медаль Конгресса. Его именем названы многочисленные географические и иные объекты.
Британский журналист и автор биографий известных полярных исследователей Роланд Хантфорд называл его «Наполеоном полярных стран».
Руаль Амундсен является первым человеком, достигшим Южного полюса (14 декабря 1911 года), первым человеком (совместно с Оскаром Вистингом), побывавшим на обоих географических полюсах планеты; первым путешественником, совершившим морской переход Северо-Западного прохода; первым человеком, замкнувшим кругосветную дистанцию за Полярным кругом (организовал и возглавил вторую в истории успешную экспедицию Северо-Восточным морским путём (вдоль берегов Сибири); один из пионеров применения авиации и воздухоплавательных средств – гидросамолётов и дирижаблей – в арктических путешествиях. Воздушная трансарктическая экспедиция 1926 года под руководством Р. Амундсена является первой из заявивших о достижении Северного полюса, чей результат никем не ставится под сомнение.
Существенную роль в определении жизненных планов Амундсена сыграло знакомство с известным норвежским полярным исследователем Эйвином Аструпом. Впервые Амундсен побывал на его лекции 25 февраля 1893 года, а уже 24 июня этого же года Амундсен был в толпе, провожавшей корабль Фритьофа Нансена «Фрам». Это отправлялась национальная норвежская экспедиция к Северному полюсу. Амундсен сразу определил для себя, что полярные исследования – вот смысл его жизни. Он твёрдо решил стать полярным исследователем. Приняв решение, Амундсен сразу стал претворять его в жизнь.
Весной 1895 года Амундсен успешно сдал экзамен на штурмана и принял участие в промысловом плавании.
3 января 1896 года Руаль и его брат Леон, имитируя арктический поход, решили пересечь Хардангерское плоскогорье с востока на запад, но заблудились. На четвёртый день закончились запасы провизии. В «Автобиографии» Амундсен описал этот эпизод как самое опасное происшествие, с которым он столкнулся в жизни. На ночёвке Руаля занесло снегом, а от усталости свело судорогой мышцы. Брат Леон сумел откопать его и вытащить на воздух.
В 1897 году бельгийцами была организована научная экспедиция в Антарктику. В состав этой экспедиции вошли учёные из разных стран. Амундсен попал в неё в качестве первого штурмана.
Экспедиция направилась к берегам Южной Америки и провела несколько недель возле Огненной Земли, к тому времени ещё очень мало исследованного острова. Учёные разных специальностей собрали на нём богатые коллекции, а затем направились к Земле Грахама. Здесь корабль внезапно попал в сплошной ледяной пак и застрял в нём. Пришлось располагаться на зимовку. Командование экспедиции пребывало в растерянности, ведь никто не был готов зимовать на корабле. Горючее для отопления и освещения быстро закончилось, в каютах воцарились холод и темнота.
Все страдали от цинги, а двое матросов сошли с ума. Начальник экспедиции и капитан так тяжело заболели, что не вставали с постели. Амундсену пришлось взять руководство на себя, и он сделал всё, что мог, чтобы облегчить положение товарищей. Полагая, что некоторое разнообразие в пище улучшит состояние больных, он откопал из сугробов замёрзшие туши тюленей и принялся кормить больных тюленьими котлетами. И это действительно оказало поразительное действие на здоровье и состояние духа зимовщиков.
После тринадцатимесячного ледяного плена корабль бельгийской экспедиции наконец вернулся в Европу и привёз ценный научный материал.
В следующем году Амундсен получил диплом капитана и немедленно приступил к организации своей первой самостоятельной экспедиции. Для этого он купил маленькую, но пригодную для дальнего плавания норвежскую рыбачью шхуну «Иоа». В экспедиции Амундсен собирался установить точное местонахождение Северного магнитного полюса.
В июне 1903 года его команда, состоявшая всего из шести человек, отплыла. К моменту отплытия он не смог полностью расплатиться с кредиторами, поэтому со своими товарищами пробрался на борт судна ночью, в проливной дождь, и вышел в море тайком. Два раза исследователи едва не погибли: один раз от пожара в машинном отделении, а другой – от сильной бури, которая чуть не разбила судно о скалистые рифы.
Когда наступила зима, путешественники нашли небольшую бухту на южном берегу Земли Короля Уильяма и зазимовали там. Они выстроили маленькую обсерваторию, в которой установили новейшие точные приборы для изучения земного магнетизма. Эти наблюдения задержали их в бухте на два года.
Своей следующей задачей Амундсен поставил атаковать Северный полюс, но совершенно неожиданно вместо Северного оказался на Южном полюсе. В 1909 году, когда Амундсен готовился повторить дрейф Нансена и даже приобрёл старый «Фрам», он вдруг узнал, что другие путешественники Кук и Пири уже достигли Северного полюса. В 1910 году Амундсен принял решение штурмовать Южный полюс, но держал своё решение в тайне даже от своей команды.
14 января 1911 года экспедиция высадилась в Китовой бухте и организовала лагерь. Амундсен решил отправиться в путь с четырьмя своими товарищами. При подготовке маршрута были тщательно учтены все ошибки предыдущих экспедиций. По пути он через каждый градус устраивал склады продовольствия и топлива и помечал их высокими флагштоками. На это ушёл почти год.
20 октября 1911 года Амундсен выехал на санях, запряжённых собаками. Через месяц после того, как часть провианта была израсходована, он распорядился ежедневно забивать по одной собаке, которая служила пищей другим собакам и людям. Всё это позволило экспедиции 15 декабря 1911 года достигнуть Южного полюса. Первооткрыватели подняли там норвежский флаг. После похода, продолжавшегося 99 суток, все благополучно вернулись в лагерь.
В 1914 году Амундсен успешно сдаёт экзамен на гражданского лётчика. 21 мая 1925 года он вылетел на самолёте N-25 к Северному полюсу, но потерпел неудачу из-за поломки самолёта. 11 мая 1926 года Амундсен вылетел со Шпицбергена на дирижабле «Норвегия» с целью пролететь по прямой линии через Северный полюс. Полёт длился 75 часов. Дирижабль пролетел через Северный полюс и опустился на Аляске.
Последним стал вылет 18 июня 1928 года. Именно в этот день он погиб, отправившись на поиски потерпевшей крушение экспедиции Умберто Нобиле.
Именем Амундсена названы море, залив, гора и американская научная станция в Антарктиде Амундсен-Скотт, а также залив и котловина в Северном Ледовитом океане.
Центр чтения предлагает вашему вниманию следующие книги:
Амундсен, Р. Южный полюс / Р. Амундсен. – Москва : Армада-пресс, 2002. – 384 с. – (Вокруг света).
Буманн-Ларсен, Т. Руал Амундсен. – Москва : Молодая гвардия, 2005. – 520 с. – (Жизнь замечательных людей).
100 великих мореплавателей. – Москва : Вече, 2000. – 512 с. – (100 великих).
Трешников, А. Ф. Руал Амундсен / А. Ф. Трешников. – Ленинград : Гидрометеоиздат, 1976. – 64 с.
Материал подготовлен главным библиотекарем Центра чтения Ю. В. Кулалаевой.
- 1124 просмотра