МУЗЫКАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ: Слушаем винтажный винил. Вальсы А. Грибоедова

15.01.2025 | 104 просмотра(ов)

15 января 2025 года исполняется 230 лет со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова (1795 –1829).

Автор бессмертной комедии «Горе от ума» А. Грибоедов вошёл в историю Российского государства не только как блестящий писатель и дипломат, но и как пианист и композитор.

Александр Сергеевич неоднократно высказывался о музыке как о своём первостепенном занятии: «Я молод, музыкант и часто говорю вздор», - писал он в письме своему другу С. Бегичеву. «Музыканту и поэту нужны слушатели, их нет в Персии», - с печалью говорил он, узнав о своём назначении секретарём Русской миссии в Тегеране.

Как было принято в русских дворянских семьях, Александр Сергеевич с детства учился музыке и превосходно овладел игрой на фортепиано. Вот как писали современники о Грибоедове-пианисте: "Я любил слушать его великолепную игру на фортепиано. Сядет он, бывало, и начинает фантазировать. Сколько было тут вкусу, силы, дивной мелодии! Он был отличный пианист и большой знаток музыки. Моцарт, Бетховен, Гайдн и Вебер были его любимые композиторы".

Музыкальную карьеру 23-летнего Грибоедова прервала историческая четверная дуэль: пуля прострелила его ладонь, и мизинец остался сведённым. (Позже именно по этой изуродованной руке и опознали изрубленное исламскими фанатиками в Персии тело Грибоедова).

Александр Сергеевич всё равно продолжал играть на фортепьяно, но "без пятого пальца левой руки". Тогда он и начал заниматься теорией и ушёл в область законов гармонии, сочиняя собственные композиции, которые поражали слушателей своим изяществом.

По свидетельству современников, Грибоедов написал немало музыкальных произведений, но большинство из них он не записывал, а просто импровизировал, отдаваясь сочинительству и получая от этого неимоверное удовольствие. Его друг А. Жандр вспоминал, что во время жизни в Персии, в которой всегда жарко и сухо, Александр Сергеевич установил на крыше своего дома рояль и часто играл на нём. Необычная для местных жителей мелодия собирала множество слушателей.

Племянница С. Бегичева  Е. Соковнина вспоминала, что драматург, работая зимой 1823 года над комедией «Горе от ума», часто «ездил на обеды и балы, до которых никогда не был охотник», чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, а возвращаясь в рабочий кабинет, с воодушевлением импровизировал на рояле. Своей внимательной юной слушательнице он подарил тогда ноты – первый вариант одного из двух сохранившихся вальсов, впервые опубликованный только в 1889 году в «Историческом вестнике». Более поздний вариант этого произведения вместе со вторым грибоедовским вальсом был напечатан в Прибавлениях к «Лирическому альбому» в 1832 году. 

Вальсы Грибоедова не имеют каких-либо названий, и потому их традиционно называют Вальс ля-бемоль мажор и Вальс ми минор – пожалуй, самый известный вальс Грибоедова.

По мнению критиков, вальсы "изобличают несомненное музыкальное дарование, но ещё не созревшее и не получившее надлежащей обработки и отделки в серьёзной школе". С этим не спорят. Но почти 200 лет слушатели с удивлением и восторгом открывают для себя "наивные" вальсы Грибоедова.

Предлагаем вашему вниманию Вальс ми минор А. Грибоедова в исполнении Валерия Камышова (фортепиано) с пластинки «Популярные фортепианные пьесы» (Мелодия, 1989).

В видео использованы иллюстрации с сайтов: https://ru.pinterest.com/pin/201536152044764831/ ; https://artchive.ru/artists/

 

Информация по материалам сайта https://kiozk.ru/article/znanie-sila/dva-valsa подготовлена Л. В. Рыбаковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.

Русский