- На электричестве играть нельзя – током убьёт.
- А они в резиновых перчатках играют.
Так друг другу объясняли, что такое электронная музыка, герои фильма «Мимино», вышедшего в начале 1980-х. К тому времени в СССР электронная музыка перестала быть диковинкой: все знали, что подобные композиции исполняются на синтезаторах, работающих от электричества.
В отличие от полностью заимствованных диско, регги или ме́тала, электронная музыка в Советском Союзе прошла естественный путь развития – в том числе и потому, что СССР сам производил синтезаторы и другие электромузыкальные инструменты.
Опыты с электронной музыкой в советской России начались ещё в двадцатые годы: изобретатель Лев Термен создал знаменитый терменвокс – инструмент, извлекающий звуки из электромагнитного поля при движении рук музыканта. Не менее известен и названный в честь композитора Александра Николаевича Скрябина первый отечественный синтезатор «АНС», который сконструировал в конце 1950-х годов инженер Евгений Мурзин.
С этим инструментом активно экспериментировали молодые композиторы-новаторы: Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, София Губайдулина, Андрей Волконский, Станислав Крейчи и другие.
В 1960-1970-е годы при помощи «АНС» были созданы саундтреки к целому ряду художественных и документальных фильмов на *футуристическую тематику. В частности, синтезатором пользовался композитор Эдуард Артемьев – человек, которого заслуженно называют легендой советской электронной музыки. Его саундтреки к фантастическим кинолентам Андрея Тарковского поражают своей медитативной глубиной, а композиция «Поход», написанная для «Сибириады» Андрона Кончаловского, стала одним из главных символов присущего советской эпохе человеческого дерзновения, устремлённого в будущее.
В 1980-е электронная музыка обрела такую популярность в СССР, что проникла даже в мультсериал «Ну, погоди!», создатели которого, компилируя саундтрек для очередной серии, чутко реагировали на вкусы массового зрителя.
Важную роль в развитии советской электронной музыки сыграла и латвийская группа «Zodiac». Латыши не были новаторами, но искусно подражали французам Жану-Мишелю Жарру и Дидье Маруани, благодаря чему электронная музыка стала доступной, понятной массам и коммерчески привлекательной: дебютный альбом группы «Zodiac» Disco Alliance, выпущенный в 1980-м, за три года разошелся в СССР тиражом почти 6 миллионов экземпляров.
Сегодня электронная музыка продолжает оставаться популярным жанром, развиваясь и адаптируясь к новым тенденциям.
Предлагаем вашему вниманию композицию К. Дебюсси «Ветер на равнине» в аранжировке для синтезатора «Synthi-100» Э. Артемьева и Ю. Богданова с пластинки «Метаморфозы. Электронные интерпретации классических и современных музыкальных произведений» (Мелодия, 1980).
*Футуристическая тематика – направление в искусстве и культуре, ориентированное на будущее, с акцентом на технологический прогресс, скорость, динамику и инновации.
Информация по материалам сайта https://www.vokrugsveta.ru/articles/sovetskaya-volna-kak-sozdateli-elektronnoi-muzyki-nashli-vdokhnovenie-v-nostalgii-po-nesostoyavshemusya-prekrasnomu-daleku-id2209370/ подготовлена главным библиотекарем отдела литературы по искусству Л. В. Рыбаковой.
Фото: 1. Источник: https://musify.club/release/sovetskaya-elektronnaya-muzika-cd-1-2010-384833
2. Лев Термен с терменвоксом. Источник: https://moscowseasons.com/event/archive/kontsert-termenvoks-100-muzyka-vselennoi/
3. Синтезатор «АНС». Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/
4. Эдуард Артемьев. Источник: https://www.discogs.com/artist/
5. Альбом группы «Zodiac» Disco Alliance (1980). Источник: https://melody.su/catalog/estrade/48960/
- 59 просмотров