2 сентября исполняется 95 лет со дня рождения российского композитора Андрея Павловича Петрова (1930-2006).
Симфонические и камерные произведения, знаменитый балет «Сотворение мира» по рисункам Жана Эффеля (1971), симфония-фантазия «Мастер и Маргарита» (1987), награжденная Госпремией, опера «Петр I» (1975, тоже Госпремия), вокальные циклы, концерты для фортепиано и струнных инструментов, джаз – Андрей Петров сочинял во многих жанрах. Но особое место в его творчестве занимала киномузыка.
«Я шагаю по Москве», «Осенний марафон», «Служебный роман», «Гараж»… Даже те, кто не смотрел эти фильмы, наверняка знают и напевают мелодии из них. Андрей Петров не просто автор музыки к знаковым для советского кинематографа фильмам; он – музыкальный драматург, обладавший магическим даром придавать кинокартинам новую психологическую и эмоциональную глубину.
А началось всё в 1962 году, когда песню «Эй, моряк! Ты слишком долго плавал!» из кинофильма «Человек-амфибия» запела вся страна. До этого карьера молодого ленинградского композитора шла спокойным академическим шагом: училище и консерватория, дебют в филармонии симфонической поэмой, балет в Кировском театре. Предложение от Ленфильма изменило судьбу композитора: музыка кино оказалась созвучной творческой натуре мастера, потому что была чем-то большим, нежели иллюстрацией бегущих кадров.
Композитор работал со многими режиссёрами. Но «основным партнёром», с которым А. Петров сделал несколько фильмов, стал Эльдар Рязанов.
Долгое сотрудничество Рязанова и Петрова началось с картины «Берегись автомобиля». Решение пригласить в свой фильм Андрея Петрова Рязанов принял после просмотра киноленты «Путь к причалу» Г. Данелии, где звучит «Песня о друге».
По воспоминаниям А. Петрова, музыка к фильму «Берегись автомобиля» писалась легко. Потому что Рязанов сразу сказал: «Я в музыке ничего не понимаю». Но это было лукавство. Об этом Андрей Павлович догадался, когда режиссёр после первого прослушивания совершенно точно указал на несколько слабых мест в вальсе, который позже стал главной музыкальной темой картины. «Музыка Андрея Петрова в фильме «Берегись автомобиля» вносит грусть и раскрывает неустроенную, мятущуюся душу Деточкина», – так написал Эльдар Рязанов в своей книге «Неподведённые итоги».
Предлагаем вашему вниманию Вальс из кинофильма «Берегись автомобиля» в исполнении Валерия Абдурахманова (флейта) и Ленинградского концертного оркестра под управлением Анатолия Бадхена с пластинки «Андрей Петров. Любовь моя - кино» (Мелодия, 1987).
Вальс любят по многим причинам: это лёгкая, незатейливая мелодия, но чувствуется, что написана она человеком с академическим образованием. Кроме того, это очень «шестидесятническая» вещь: в ней слышатся отзвуки тёплого дождя в шпаликовской Москве, интонации и голоса поэтов той эпохи, лиричность фильмов Марлена Хуциева.
Произведения Андрея Петрова в записи на виниловых пластинках представлены на аудио-выставке «Современный классик» в музыкально-нотном секторе. Приглашаем всех желающих!
Информация подготовлена Л. В. Рыбаковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.
Источник: https://muzlifemagazine.ru/k-yubileyu-kompozitora-andreya-petrova/
- 33 просмотра