24 ноября исполняется 90 лет со дня рождения Альфреда Гарриевича Шнитке (1934-1998) – выдающегося композитора современности, музыковеда и педагога.
В творчестве А. Шнитке как в магическом кристалле преломилось всё прошлое и настоящее мировой культуры. Сочетание на первый взгляд несочетаемого он считал частью нашей повседневной жизни и облекал этот звуковой калейдоскоп в музыкальные формы.
Мир музыки Шнитке – это звучащая Вселенная. Это мир трагических потрясений и огромной внутренней боли, но всегда в нём присутствует вера в высшую гармонию, красоту души, величие духа.
Альфред Шнитке родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельс Республики немцев Поволжья (СССР), в смешанной еврейско-немецкой семье. Родители Шнитке между собой говорили по-немецки, и именно немецкий стал первым языком композитора. Всю жизнь Шнитке, чьё творчество характеризует музыку целого столетия, мучился поиском родины. Он писал: "Реальность поместила меня, не имеющего ни капли русской крови, но говорящего и мыслящего по-русски, жить здесь. Я стал ощущать двойную чужеродность – как полунемец и как полуеврей".
В 1958 году Шнитке окончил Московскую консерваторию по классу композиции. Ещё студентом он стал автором Первого концерта для скрипки с оркестром. Затем были аспирантура и работа в консерватории в качестве педагога. В этот период, в середине 1960-х годов, сложился индивидуальный стиль Шнитке в музыке: концептуальность замыслов, масштабность и экспрессия. Вот за эту авангардность официальные органы советской власти и критиковали сочинения Шнитке, называя их "пощечиной соцреализму" и запрещая публичное воспроизведение.
Оказавшись в опале, Шнитке зарабатывал на жизнь сочинением музыки к фильмам. "Сказка странствий", "Экипаж", "Агония", "Мертвые души", "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил", "Горячий снег", "Ты и я" – около семи десятков кинолент, музыка которых по качеству ничуть не уступает академическим сочинениям автора. Именно как талантливого кинокомпозитора знала Шнитке тогда вся страна. А сам автор не очень любил это амплуа, называл его "способом борьбы с бедностью".
Несмотря на запреты, творческое наследие Шнитке необычайно многообразно, оно охватывает самые разные жанры: 15 концертов, 9 симфоний, 6 кончерто гроссо, несколько опер и балетов, а также хоровые, оркестровые и камерные сочинения. "Творчество – это беспрерывный экзамен перед собой", – писал Шнитке, соблюдая этот принцип в каждом своем произведении. Вершиной его музыкального метода считаются Пятая симфония и опера "История доктора Иоганна Фауста", над которой композитор работал около пятнадцати лет.
В постперестроечный период семья Шнитке переехала в Германию, в Гамбург. Здесь композитор преподавал в Гамбургской конcерватории, он также являлся членом-корреспондентом Берлинской академии изящных искусств, Шведской королевской музыкальной академии, Баварской академии изящных искусств, был удостоен премии "Триумф" – императорской премии Японии. В 2007 году, уже после смерти мастера, его друзья и жена Ирина основали Немецкое общество Альфреда Шнитке, а в 2009 году в Гамбурге была открыта Международная музыкальная академия его имени.
Предлагаем вашему вниманию Allegro из Третьей симфонии А. Шнитке.
Исполняет Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР. Дирижёр – Геннадий Рождественский.
Помимо Симфонии №3 в фонде нашей библиотеки имеются записи: Концерт для фортепиано с оркестром (исп. В. Крайнев); Две маленькие пьесы для органа (исп. О. Янченко); Кончерто гроссо (исп. Г. Кремер, Т. Гринденко, скрипки).
Приглашаем всех желающих на тематические прослушивания грампластинок в музыкально-нотный сектор Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна. К услугам посетителей ретро-аппаратура «Radiotehnika» (1986) и современный проигрыватель «Lenco LCLS – 430BK» c функцией bluetooth.
Информация на основе материалов сайта подготовлена Л. В. Рыбаковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.
Фото: 1. https://arioszo.ru/schnitcke-alfred-garievich/
- 10 просмотров