Курымла вошт ошкылеш Онар,
Марийлан пуэн чон кöргö вийым.
Сквозь века несет Онар
Людям силу духа
Геннадий Ояр
В истории каждого народа есть вехи и периоды, которые живут в памяти поколений на протяжении многих столетий и отзвуки событий тех прошедших лет, как свет от далеких светил, доходят до наших дней. В жизни мари крутые изменения происходили не раз, но героическая борьба нашего народа за свою землю, возможность жить согласно своих законов и обычаев, то затихая, то ожесточаясь, шедшая на протяжении практически всего XVI столетия изумляла современников, а позднее историков.
Уже в середине XIII столетия сложился союз мари - государственное образование с заметными общественными и религиозными структурами. Только имея такое государственное управление, можно было собирать на защиту независимости десятки тысяч ратников, созывать общенациональные моления. Марийские князья - лужавуи -организовали сильные военные организации, противостоящие монголо-татарскому нашествию. Из тех далеких лет дошли до нас легенды о подвигах марийских патыров: Йыланды, Атурая, Яктевуя. Народное движение против насильников было мощным и яростным и, к сожалению, потери марийцев были самыми горькими.
XVI век принес новые испытания народу, так и не сумевшему до конца сформировать крепкое централизованное государство. Насильственный захват марийских земель, принудительная христианизация, учиненные русским царем, всколыхнули гордое племя Онара. Под знамена Мамич Бердея, Болдуша, Зейзета, Ахмета, Сарая, Токтауша поднялись десятки тысяч марийских ратников - смелых, сильных молодых воинов. Их действия вначале носили хорошо организованный характер и им сопутствовал успех. Но неслыханная жестокость, с которой расправлялись царские дружины с мирными жителями — детьми, женщинами, стариками, пленными поверг в ужас марийское племя. В ходе долгой тридцатилетней войны против колонизации возникли распри между марийскими князьями, царь сумел подкупом и обманом фактически расколоть национальные силы.
Мученическую смерть приняли почти все марийские военные предводители, тысячи молодых воинов были угнаны в плен или взяты в качестве заложников. В 1556 году 26 апреля, защищая последнюю резиденцию марийских князей на месте современного Малмыжа, был убит Болдуш. Его соплеменники похоронили своего предводителя на высокой горе. С тех пор это возвышение в народе называют Болдушиной горой. В деревне Болдушино живы потомки марийского князя, чтя его память, нося фамилию производную от его имени.
Легенду о героической борьбе и смерти Болдуша - историческую песню о последней битве князя - сохранили для потомков марийские карты. Правду о нем рассказали народу первые марийские просветители.
На первом съезде мари в Бирске в 1917 году выдающийся марийский просветитель, профессор Павел Петрович Глезденев призвал своих сородичей ежегодно 26 апреля отмечать общемарийский праздник - День национального героя. Но после репрессий 1937-1938 годов имена марийских князей нельзя было даже упоминать. Правда об истории мари, выдающихся страницах прошлого нашего народа были подменены идеологизированными очерками ученых. Лишь сейчас - в годы реформ - мы можем, наконец, не таясь, склонить головы перед памятью о выдающихся наших предках.
У каждого народа есть национальные герои, почитание которых укрепляет историческую память народа. У русских это Дмитрий Донский и Сергий Радонежский, у эстонцев - Лемби-ту, у венгров - Янош Кошут, у мордвы - Бургас, у марийцев символами национальной гордости останутся имена Йыланды, Мамич Бердея, Болдуша.
После войны первый раз в 1990 году по призыву движения «Марий ушем» марийская общественность отметила 26 апреля День национального героя и тогда было заявлено, что без сохранения исторической памяти не может быть национального возрождения.
У каждого времени – свои герои. Марийскими национальными героями XIX-XX веков считают просветителей Н. В. Никольского, С. А. Нурминского, И. Н. Смирнова, Н. С. Мухина, В. М. Васильева… Этот список можно продолжить именами писателей Йывана Кырли, Олыка Ипая, Миклая Казакова, Г. Матюковского, Валентина Колумба…
Ко Дню национального героя в отделе национальной краеведческой литературы и библиографии оформлена выставка «Марий талешке кече».
История марийского народа представлена в следующих изданиях:
1. Никольский Н. В. История мари (черемис) / Н. В. Никольский. – Казань, 1920. – 180 с.
В книге Никольского описана история мари с древнейших времен до 1851 года. Дается огромный фактический материл о марийцах, проживающих не только в крае, но и за его пределами.
2. Егоров Ф. Материал по истории народа марн / Ф. Егоров. – Козьмодемьянск, 1929. – 110 с.
Историческому прошлому Марийского края посвятил свой труд марийский историк Ф. Егоров. Он дает очерк истории марийского народа по культурным фазам начиная с XV века до конца XIX века.
3. Бахтин А. Г. Марийский край в XIII-XVI веках: очерки по истории: монография / А. Г. Бахтин. – Йошкар-Ола, 2012. – 657 с.
В монографии на основе многочисленных источников и специальной литературы рассматривается история марийского края, марийского народа и Среднего Поволжья периода XIII-XIV веков. Подробно освещаются черемисские войны второй половины XVI века, начальной истории Царева города на Кокшаге.
4. Юзыкайн А. Марий… Кö ме улына / Алеко Юзыкайн, Эрик Юзыкайн. – Йÿвäскÿлä, 1999. – 60 с.
Книга знакомит читателей с родственными финно-угорскими народами, историей марийского народа, его традициями, культурой, национальными героями, религией, началом письменности.
5. Полтыш – князь черемисский. Малмыжский край. – Йошкар-Ола, 2003. – 440 с.
О легендарном марийском герое Полтыш (Болтуш). По данным исторических исследований русского историка М. Г. Худякова, Полтыш пал в неравном бою, защищая свою родную землю, 26 апреля 1553 года.
Раздел о марийских национальных героях представлен следующими изданиями:
1. Марий талешке-влак = Марийские национальные герои. – Йошкар-Ола, 2009. – 32 с.
Сборник материалов о марийских национальных героях: Чумбылате, Чоткаре, Онаре, Акпатыре; и героях летописных: Болтуше, Мамич Бердее, Акпарсе.
2. Тойдыбекова Л. С. Марийская мифология / Л. С. Тойдыбекова. – Йошкар-Ола, 2007. – 312 с.
Издание содержит статьи, посвященные марийским богам, мифологическим персонажам, некоторым символам, понятиям традиционной духовной культуры народа мари.
3. Акпарс: исследования и материалы / авт.-сост. Г. Н. Айплатов, А. Г. Иванов. – Йошкар-Ола, 2007. – 216 с.
В сборник включены исследования об Акпарсе, документальные источники и исторические предания, отрывки из наиболее значительных художественных произведений марийских писателей на марийском и русском языках, репродукции с картин художников, а также указатель литературы об Акпарсе.
Веками жива в народе мечта о свободе, добре, справедливости. Из поколения в поколение передавались героические песни, легенды, предания, сказки, рассказывающие о былинной силе, богатырском величии отдельных героев, которые были в истории каждого народа. Отголоски исторических событий звучат в этих легендах, в сказках, в стихах.
1. Васин К. Чымбылат могучий: легенды, рассказы / Ким Васин; с марийс. перевел Вл. Муравьев // Йошкар-Ола, 1994. – 100 с.
2. Юксерн В. Онар: марий легенда-влак / Василий Юксерн. – Йошкар-Ола, 1968. – 26 с.
3. Яндак Л. Онар: роман-влак / Леонид Яндак. – Йошкар-Ола, 2007. – 560 с.
4. Васин К. Кузнец песен: повести / Ким Васин; [пер. с марийс. Вл. Муравьева]. – Йошкар-Ола, 1976. – 223 с.
5. Марийские народные сказки / сост. В. А. Акцорин. – Йошкар-Ола, 1984. – 286 с.
6. Муравьев В. Заветный родник: рассказы по мотивам марийских легенд и преданий / Вл.
Муравьев, Макс Майн. – Йошкар-Ола, 1961. – 63 с.
7. Васин К. Сабля атамана: рассказы / Ким Васин; с марийс. перевел Вл. Муравьев. – Москва, 1974. – 141 с.
8. Юксерн В. Марий патыр-влак: легенде аршаш / Василий Юксерн. – Йошкар-Ола, 2007. – 28 с.
9. Марий калык ойпого. тоштые‰ ой-влак = Марийский фольклор. Мифы, легенды, предания / [сост. В. А. Акцорин]. – Йошкар-Ола, 1991. – 287 с.
У народа мари символами национальной гордости останутся имена Йыланды, Акпатыра, Акпарса, Онара, Чумбылата, Чоткара, Мамич Бердея, Токтауша, Болтуша… Марийский народ всегда чтил своих предков, вспоминал с гордостью известных людей, героев своего времени. Поэтому эти имена остались в нашей истории.
В Кировской области поставлены памятники героям Акпатыр и Чумбылат, на марийской земле в Волжском районе – Чоткару, в Моркинском – Онару, в Горномарийском – Акпарсу, в Оршанском – Мамич Бердею…
Список литературы:
1. Байкова А. Талешке-влак дене самырык тукым кугешна / А. Байкова // Марий Эл. – 2014. – 29 апр. – С. 5.
2. Носова С. Кажне ийын нунылан вуйнам саваш ямде улына / С. Носова // Марий Эл. – 2014. – 25-26 апр. – С. 1, 3.
3. Пехметова С. Шарнымаш сорта кужу ÿмырым сöра / С. Пехметова // Марий Эл. – 2014. – 29 апр. – С. 1, 4.
4. Пехметова С. Талешкым шарнен, кумыл ташлен / С. Пехметова // Марий Эл. – 2015. – 28 апр. – С. 1, 3.
5. Яковлева Н. Сола изи гынят, шергы / Н. Яковлева // Йамды ли. – 2016. – 6 май. – С. 1.
- 8536 просмотров