Солнце встало, засияло,
Поднимись, народ мари!
Тьму, что землю покрывала,
Победил огонь зари.
С. Г. Чавайн. «Свободное утро»
Периодическая печать в Марийском крае возникла поздно. В начале XX века край был экономически отсталым, со слабой социальной и тем более политической организацией общества. Большинство населения было неграмотным, плохо владеющим русским языком. К тому же власти губерний, в которых компактно проживало марийское население, не стремились создавать очаги пропаганды в виде СМИ: это было не в интересах господствующих классов в условиях неограниченной абсолютной монархии.
Начало марийской общественной мысли и литературе положило издание в 1907-1913 годах журнала-ежегодника «Марла календарь». В связи с началом Первой мировой войны в феврале 1915 года один из его основателей, вятский епархиальный миссионер П. П. Глезденёв, стал издавать в городе Вятке первую марийскую газету «Война увэр» («Военные вести»). Кроме информации о ходе военных действий на фронтах, газета уделяла внимание жизни марийского народа, в ней стали публиковаться художественные и фольклорные произведения.
Свержение царизма в феврале 1917 года и установление демократического Временного правительства дали народам России, в том числе мари, надежду на новую жизнь.
Первый Всероссийский съезд народа мари (июль 1917 года) принял решение о создании своего печатного издания на марийском языке. Газету решили назвать «Ӱжара» («Заря»), редактором назначили В. М. Васильева. В первых двух номерах редактором был только В. М. Васильев, в последующих – ещё Д. И. Адаев и С. Г. Гаврилов-Эпин. Новая газета стала прямой наследницей, продолжением первой марийской газеты «Война увэр».
Первый номер газеты «Ӱжара» вышел в Казани 25 августа (6 сентября по новому стилю) 1917 года как орган губернского земства, на её издание оно для начала выделило 18 тысяч рублей. В обращении к читателям редактор В. М. Васильев писал: «Название нашей газеты – «Заря». Поэтому мы, издатели газеты, будем считать своё дело выполненным, если она действительно станет зарёй новой, счастливой жизни». Лозунг газеты «Добрая жизнь – в развитии!» (затем «Добрая жизнь – в учении!») призывал к возрождению и развитию народа мари.
До весны 1918 года «Ӱжара» была «беспартийно-прогрессивной», демократической газетой, она внесла весомый вклад в развитие марийского языка, литературы, грамотности и пробуждение национального самосознания мари. В своих статьях «Зачем нужны марийские книги и газеты?» и «Устройство марийского языка» В. М. Васильев убеждал читателей, что язык – главное богатство народа, укорял тех «образованных» марийцев, которые стесняются разговаривать на родном языке: «Исчезнет язык – исчезнет и народ».
На страницах газеты освещались все аспекты национального движения: образование и деятельность Мари ушем, Центрального союза мари, работа членов Союза учащих мари по ликвидации безграмотности, открытие школ и семинарий для детей мари, создание и деятельность военных комитетов мари в Казани и Уфе, формирование Революционного батальона мари в Уфе и т. д. В газете публиковались материалы в поддержку Временного правительства. Сотрудники газеты надеялись, что оно поведёт Россию по пути демократического развития. Поэтому они не испытывали радости от захвата власти в Петрограде большевиками. Октябрьский переворот нашёл своё отражение на страницах газеты лишь в № 16 от 7 декабря 1917 года.
Среди самых активных, сильных авторов в то время были: Умшар (Иван Коведяев), отец Пагул (Павел Глезденёв), Метри (Дмитрий Адаев), Ӱпымарий (Валериан Васильев), С. Чавайн (Йыланда – псевдоним), Олыкъял марий (Николай Мухин).
В апреле 1918 года в редакции произошли большие изменения. С 13 апреля 1918 года газета «Ӱжара» официально стала органом Казанского Совета крестьянских депутатов. Редактором её был назначен Владимир Алексеевич Мухин (Сави). Это было сделано для того, чтобы обеспечить дальнейшее существование «Ӱжара», так как исполнительный комитет крестьянских депутатов изъявил желание оказать поддержку газете лишь тогда, когда редактором её станет член исполкома. Став редактором, В. А. Мухин (он же возглавлял комиссариат мари) сделал газету политически выдержанным органом советской власти.
26 декабря 1918 года вышел последний номер «Ӱжара». За полтора года вышло 72 номера газеты (20 – в 1917 году, 52 – в 1918 году). Несмотря на кратковременность существования, она сыграла неоценимую роль в подъёме национальной жизни, общественной активности марийского народа, в развитии общественно-политической мысли, национальной печати, художественной литературы и литературного языка. 1 октября 1918 года вышел первый номер газеты «Йошкар кече», («Красный день»). Она стала продолжателем культурно-просветительских функций газеты «Ӱжара», идущих ещё от печатных изданий «Марла календарь» и «Война увер». А ныне, в новых исторических условиях, их дело продолжают газеты «Марий Эл», «Кугарня», «Чолман» и другие издания на марийском языке, национальное радио и телевидение.
По данной теме можно также прочитать следующую литературу:
- Айгишев П. Газете «Ӱжара» – 100 лет / Пётр Айгишев // Восход. – 2017. – 15 сент. – С. 4.
- Революционный 1917 год. Газета «Ӱжара» («Заря») // Востриков В. Г. В. М. Васильев – учёный и просветитель / В. Г. Востриков. – Йошкар-Ола, 2007. – С. 53-61.
- Чузаев Р. Первый Всероссийский съезд мари: посвящается 90-летию // Родион Чузаев, Ксенофонт Сануков. – Йошкар-Ола, 2006. – 48 с.
Материал подготовили библиотекари отдела национальной краеведческой литературы и библиографии А. Н. Булыгина и Е. Г. Петрова
- 1387 просмотров