Любовь к Отечеству. Вера. Духовное единство

04.11.2022 | 702 просмотра(ов)

С 2005 года наша страна отмечает день 4 ноября как государственный праздник – День народного единства. Современный историк, философ и писатель Сергей Перевезенцев в одном из интервью отметил: «Именно духовное единство народа рассматривали наши предки как основу единства политического, социального и какого угодно другого. Духовное единство - это важнейшее условие, которое на всём протяжении отечественной истории спасало наш народ и вытаскивало его из самых жутких омутов, из самых страшных передряг и катаклизмов».

400 лет назад рушились под натиском иноземцев стены древних городов, и казалось, что от России не останется вообще ничего. Положение было практически безнадёжным... Но захват поляками Москвы вызвал мощную патриотическую волну, которая поднялась в Нижнем Новгороде и поставила во главе народного ополчения князя Дмитрия Пожарского и горожанина Кузьму Минина. Историк начала XIX века Василий Ключевский отметил: «Когда надломились политические скрепы общественного порядка, оставались ещё крепкие связи национальные и религиозные – они-то и спасли общество». Празднование Казанской иконы Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году началось с 1649 года и сохраняется в православном и народном календаре доныне.

Событиям освободительного движения и его героям – Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому – посвящены многие произведения искусства.

Художник XIX века Сергей Милорадович был вдохновлён обороной Троице-Сергиева монастыря, которая являлась первым примером массового народного мужества и духовной твердости в противостоянии иноземной агрессии. Шестнадцать месяцев (сентябрь 1608-январь 1610 года) длилась его осада. 15 тысяч поляков не могли сломить дух 2,5 (!) тысяч русских стрельцов, монахов и добровольцев, из которых к последнему штурму (7 августа 1609 года) в живых остался лишь каждый десятый. Шансов у двухсот защитников обители не было, но... Из-за сложной системы сигналов наступавшие части запутались в ночной темноте и иностранные солдаты, услышав русскую речь своих союзников-«тушинцев», приняли их за противника. Наступление переросло в битву осаждавших друг с другом. Обречённая на победу армия интервентов нанесла поражение сама себе, а позже её добила артиллерия защитников монастыря. 

Успех защиты знаменитой православной святыни имел огромное моральное значение, поскольку положил начало духовной консолидации русского общества. Сергей Милорадович в своей картине «Оборона Троице-Сергиевой лавры» (1894 год) изобразил, как защитники монастыря отражают очередной вражеский штурм, осеняемые иконами и молитвами иерархов. Сквозь пороховой дым, на фоне тревожного неба рисуются прекрасные купола Успенского собора, заложенного ещё Иваном Грозным.

Патриотический подвиг нижегородцев в XVII веке нашёл отражение в творчестве многих художников XIX века: Михаила Ско́тти, Михаила Пескова, Алексея Тыранова, Алексея Кивше́нко, Эрнеста Лисснера, Михаила Нестерова и других. Однако лишь Константину Маковскому удалось создать эпическое произведение – «Воззвание Минина» («Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям», 1896 год), на котором он показал массовость, размах и масштаб народного движения. Полотно было задумано художником огромное – 6 x 7 метров. После отказа Академии художеств предоставить ему помещение больших размеров, Маковский приобрёл мастерскую художника Василия Верещагина, находившуюся в парижском предместье Сен-Жермен (где же ещё писать картину на патриотическую тему из истории России, как не во Франции?).

На картине художник изобразил раннее сентябрьское утро 1611 года. На тревожный зов колоколов собрался нижегородский люд на самом оживлённом месте города – Торговой площади Нижнего посада, что под стенами древнего кремля. Пламенная речь Кузьмы Минина нашла отклик в сердцах горожан. Маковскому прекрасно удалось передать тот дух единения и всеобщего воодушевления, что определил знаменательный поворот в судьбе всего народа. С исторически точными подробностями изображена сцена в правой части холста: из деревянной церкви Иоанна Предтечи идёт крестный ход с чудотворной иконой Казанской Богоматери. Эту икону послал на сохранение в Нижний Новгород патриарх Гермоген. Как некогда шли русские войска на Куликово поле с Донской Богоматерью, так символом победы русского оружия над польскими интервентами стала Богоматерь Казанская, которая сопровождала ополчение вплоть до решающего сражения – штурма Московского Кремля 22 октября 1612 года.

Художник Василий Савинский в картине «Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского» (1882 год) изобразил важный момент русской истории. Посольство из духовенства, бояр и простого населения под предводительством Кузьмы Минина явилось в имение князя Дмитрия Пожарского с просьбой возглавить народное ополчение. На картине послы вручают князю Казанскую икону Божией Матери.

Подвиг Минина и Пожарского вдохновляет и современных художников: Юрия Пантюхина, Филиппа Москвитина, Василия Нестеренко, Максима Фаюстова.

Самым известным символом избавления России от поляков стал памятник Минину и Пожарскому, установленный в Москве в 1818 году. Впервые мысль о необходимости увековечивания памяти народных героев возникла в 1803 году. Скульптор Иван Петрович Мартос по своей инициативе создал первый эскиз памятника. Как и в случае с ополчением, деньги были собраны народом. Примечателен тот факт, что монумент хотели поставить в 1812-м, в честь 200-летия победы над захватчиками, но помешала новая война, на сей раз с Наполеоном.

Памятник был целиком отлит в 1816 году. До этого столь огромный монумент никто так не создавал. Отливка скульптуры высотой 4,5 метра по восковой модели за один приём была уникальной в то время не только для России, но и для Европы. Только шлем, щит и меч были отлиты отдельно.

Моделями для памятника стали сыновья Мартоса. В фигурах Минина и Пожарского есть особенная сдержанная сила и величавая простота. Благодаря этому, несмотря на античный наряд, скульптору удалось более глубоко выразить в своих героях русский народный характер. Кузьма Минин стоя указывает на Кремль и вручает меч сидящему, вытянувшему раненую ногу и опирающемуся на щит Пожарскому, призывая князя возглавить войско и изгнать оккупантов из Москвы. Постамент памятника украшен двумя бронзовыми барельефами. На лицевой стороне постамента помещено изображение «Новгородские граждане»: люди жертвуют имущество для ополчения. Тут же – отец благословляет сыновей на ратный подвиг. В этой сцене Мартос изобразил себя: двое его сыновей участвовали в войне 1812 года.

Сначала предполагалось, что памятник будет стоять в Нижнем Новгороде. Но по просьбе скульптора было решено поставить памятник в Москве. Монумент был торжественно открыт на Красной площади 20 февраля 1818 года в присутствии императора Александра I. Поставленный не в самом её центре, а ближе к Торговым рядам, он удачно организовывал перед собой пространство. В 1931 году монумент, ставший помехой для демонстраций и парадов, был передвинут со своего исторического места к фасаду Покровского собора (храм Василия Блаженного). Памятник Минину и Пожарскому стал свидетелем важнейших событий, происходивших в XIX-XX веках на главной площади страны. Произведение Ивана Мартоса было запечатлено многими художниками.

В 2020-2022 годах были проведены сложные реставрационные работы по восстановлению памятника, который к тому времени оказался в аварийном состоянии. 31 октября 2022 года, в преддверии Дня народного единства, состоялось торжественное открытие отреставрированного монумента.

 

Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной

Русский