Любимый композитор Феллини. К 110-летию Нино Рота

03.12.2021 | 1011 просмотра(ов)

"Музыка Рота лучше всего расскажет о том, каким был и что чувствовал человек в ХХ веке".  Владимир Дашкевич.

3 декабря исполняется 110 лет со дня рождения итальянского композитора Нино Рота (1911-1979 гг.).

Еще при жизни он приобрел мировую популярность благодаря своей музыке к фильмам Феллини, Висконти, Дзеффирелли, Копполы, Бондарчука («Ватерлоо»). Без сомнения, он стал бы знаменитым, если бы написал музыку только к одному из десятков фильмов – «Крестному отцу». Лишь немногие за пределами Италии знают, что Нино Рота - автор десяти опер, трех балетов, симфоний и камерных произведений.

Он казался человеком не от мира сего. Его способность отрешаться и жить, словно вне рамок времени, быта, реалий действительности вызывала неподдельное удивление окружающих. Невероятно скромный, абсолютно равнодушный к материальным благам, славе и борьбе за место под солнцем, он снискал себе лавры «крестного отца киномузыки».

Нино Рота родился в семье музыканта. Своё первое произведение - ораторию для солиста, хора и оркестра - написал ещё в детском возрасте, а в пятнадцать лет сочинил оперу на сюжет сказки Г.Х. Андерсена. Учился в консерваториях Рима, Милана и в Институте Кёртис в Филадельфии.

Его роман с кино начался в 1933 году с кинокартины Рафаэлло Матараццо «Treno Popolare». Будучи серьезным композитором, профессионалом, Рота взялся за свою первую музыкальную киноработу больше из любопытства и желания попробовать силы в новом для себя жанре.

Слава и признание пришли к композитору после фильмов «Белый шейх», «Дорога», «Ромео и Джульетта», «Рокко и его братья», «Сладкая жизнь», «Крестный отец». Сотрудничать с Нино Рота почитали за честь самые именитые режиссеры 50-70-х годов прошлого века. Но в полной мере его необыкновенный талант и потрясающая интуиция раскрылись в творческом тандеме с Федерико Феллини. Эта встреча стала подарком судьбы для обоих. Режиссер и композитор словно дышали в унисон. Достаточно было намека, который бросал один, чтобы другой подхватил и развил тему до самых глубин её звучания.

Федерико Феллини, рассказывая о работе над своими фильмами, писал: «…среди всех противоречивых, многотрудных или даже тревожных моментов есть  один самый желанный – настоящий праздник души: создание музыкальной фонограммы, запись музыки, Нино Рота! С Нино я могу просиживать целые дни, слушать, как он импровизирует за роялем, пытаясь ухватить мелодию, отшлифовать какую-то музыкальную фразу так, чтобы она наиболее полно отвечала чувствам, настроениям, которые я хочу выразить в том или ином эпизоде».

Рота фактически стал соавтором Феллини.

Сотрудничество Нино Рота с Федерико Феллини, которого уже в конце 50-х годов назвали «режиссёром номер один», продолжалось на протяжении почти трёх десятилетий и оборвалось только со смертью композитора в 1979 году.

Оба художника оставили кинематографу настоящие сокровища. А Нино Рота сделал еще и подарок киномузыке, научив ее быть гордой и значительной.

Музыка Нино Рота с первых тактов берет в плен и уводит за собой в мир, где можно найти ответы на любые вопросы, если прислушаться к голосу сердца.

В фонотеке Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна находится пластинка «Амаркорд. Музыка Нино Рота к фильмам Федерико Феллини» из серии «Мелодии зарубежного экрана» (записи 1950-1970-х гг.).

 

Источники:

Амаркорд. Музыка Нино Рота к фильмам Федерико Феллини : [звукозапись] / вступ. ст. на конверте Глеба Скороходова. – Ленинград : Мелодия, 1988. -  (Мелодии зарубежного экрана).

Нино Рота. – URL: https://soundtimes.ru/kompozitory-kinematografa/nino-rota (дата обращения: 24.11.2021). – Текст : электронный.

 

Материал подготовлен главным библиотекарем отдела литературы по искусству Рыбаковой Л. В.

Русский