Ольга Константиновна Егорова – кандидат искусствоведения, внучка марийского писателя и историка Фёдора Егоровича Егорова, дочь одного из первых марийских художников Константина Фёдоровича Егорова. Ей принадлежат исследовательские работы о марийских операх «Акпатыр» и «Элнет», созданных по мотивам литературных произведений Сергея Григорьевича Чавайна.
Предлагаем вам познакомиться с отрывками из статьи, опубликованной в сборнике «Певец народа : Воспоминания и документальные очерки о С. Г. Чавайне».
Сергей Чавайн в музыке
«Одна из редких фотографий 1926 года, представленных в экспозиции Марийского краеведческого музея, доносит до сегодняшнего посетителя отголосок далёкого уже времени. Дружба людей, соединённых крепкими узами любви к своему народу и горячим желанием приблизить новое, безусловно счастливое будущее: С. Чавайн, Ф. Егоров. Л. Мендиаров, В. Васильев; деятельность каждого из них была ветвью одного общего ствола. С. Чавайн стал основоположником профессиональной литературы и драматургии; учёный-языковед В. М. Васильев собирал, изучал и пропагандировал народную песню; Ф. Е. Егоров, историк и писатель, изучал быт и историю народа, выступал с этнографическими очерками; писателем-публицистом и учёным-этнографом был также Л. Я. Мендиаров.
Области, в которых развёртывалась деятельность этих учёных-просветителей, зачастую пересекались. Этнографический очерк становился важной частью молодой национальной литературы – тем более, что авторы его были людьми литературно одарёнными; молодая наука о музыкальном фольклоре тесно сплеталась с изучением марийского языка; молодая историческая наука питалась фольклором; драматургия вырастала из народных представлений.
<...>
Своеобразие времени, дух исканий определяет одно из наиболее интересных произведений С. Чавайна, создаваемых на рубеже двадцатых-тридцатых годов, драмы «Акпатыр». Не случайно на основе этого произведения возникло другое крупное явление марийской советской культуры – первая марийская опера, написанная Э. Сапаевым и поставленная на сцене музыкально-драматического театра. Таким образом, традиции основоположника профессиональной драматургии дали ростки в области музыкального творчества следующего поколения.
Какие качества драмы С. Чавайна привлекли внимание молодого композитора?
<...>
Произведение С. Чавайна, безусловно, представляло богатый материал именно для музыканта. Оно само музыкально. Можно представить себе, как вдохновляли Э. Сапаева и ложились на музыку сочные, пронизанные национальной характерностью сцены жизни марийцев XVIII века, разлитое по всему действию ощущение природы Поволжья. Можно понять, с какой любовью вживался юный Э. Сапаев в фольклорно-эпическую поэтику, составляющую одно из самых решающих «очарований» драм С. Чавайна.
<...>
Творческой манере С. Чавайна свойственны особые черты. Сложные сюжетные построения, многоплановость, большой временной объём событий. Произведения подчас не укладываются в рамки традиционных жанровых определений. В рамках жанра социально-исторической драмы широко применяются выразительные возможности фольклорной поэтики. Это особенно заметно в драме «Акпатыр».
<...>
Опера Э. Сапаева возникла как результат самостоятельного прочтения и литературного, и фольклорных первоисточников. Следуя за драматургом, Э. Сапаев придал своему сочинению черты жанрового многообразия. Но если С. Чавайн, основываясь на народных истоках, шёл «от эпоса к истории», то путь Э. Сапаева скорее противоположный – он ведёт к усилению фольклорно-эпического начала и даже к его перевесу.
<...>
Творчество С. Чавайна, основоположника марийской литературы, нашло достойное воплощение в музыке марийского композитора [Эрика Сапаева – прим. Н. А. Поповой]».
1987
Использованная литература:
Икымше марий опер «Акпатыр» : очерк, статья, шарнымаш-влак / М. Б. Матукова ямдылен. – Йошкар-Ола : Марий книга издательстве, 2020. – 143 с.
Кудрявцев, В. Г. Художник Константин Егоров / В. Г. Кудрявцев. – Йошкар-Ола, 1998. – 47 с.
Певец народа : воспоминания и документальные очерки о С. Г. Чавайне : [к 100-летию со дня рождения]. – Йошкар-Ола : Марийское книжное издательство, 1988. – С. 100-105.
Станиславский, Н. Д. Девять лет / Н. Д. Станиславский // Советский театр. – 1935. – № 4. – С. 17.
Чоткар патыр. Сергей Чавайн : палыме да палыдыме : почеламут, поэме, пьесе, статья, статья, шарнымаш / Г. З. Зайниев ямдылен. – Йошкар-Ола : Марий книга савыктыш, 2013. – 240 с.: ил.
Материал подготовила сотрудник отдела редкой книги Н. А. Попова.
- 1198 просмотров